Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Страница 4

С изменением содержания наблюдения и глубины познавательного проникновения в него связано изменение формы восприятия. От схематического целого, нерасчлененного, восприятие и наблюдение ребёнка переходит к целому, основанному сначала на внешней, а затем на внутренней взаимосвязи его частей, сторон, моментов восприятия и наблюдения старшеклассника. Он научается сознательно проверять возникающие у него истолкования воспринимаемого в более или менее систематически организованном наблюдении.

В области психического развития старшеклассники отличаются самосознанием, имеющим выраженную потребность в осознании собственной индивидуальности. Подобный уровень самосознания создает возможность учащемуся осмыслить свои психологические состояния, реакции, поведение и понять механизмы их регулирования и саморегулирования. Уровень их физиологического и психологического развития создает предпосылки для успешного обучения их рациональному расходованию резервов своих жизненных сил, управлению настроением, поведением. Кроме прочего, возрасту ранней юности свойственны типичные внутренние противоречия, сложности в сфере социально-психологической адаптации. В этом возрасте могут наблюдаться немотивированное поведение, аффективные реакции, различные психологические комплексы - рудименты подросткового возраста.

Р.С. Немов, характеризуя период ранней юности, затрагивает также вопросы морали и нравственного самоопределения. Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормами морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Ранняя юность — начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.

По данным исследования, проведенного Т.В.Снегиревой, в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается такой тип ценностно-временной структуры «Я»,в котором наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому. «Я» – прошлое представляется совершенно чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. Данные этого исследования указывают на отчетливую тенденцию, характерную для ранней юности: сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее. Вместе с тем подтверждается вывод, сделанный в начале этой главы, — о частичной гармонизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по сравнению с подростковым.

В ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношескому возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не приходится. Ранний юношеский возраст — это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Виды таблиц и методика их использования в учебном процессе
Неотъемлемой частью любого учебного процесса являются таблицы. С их помощью учитель демонстрирует часть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся. Каждый учитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц на уроке. Каждый день в течение всей жизни мы ...

Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней г ...

Сущность и характеристика принципов воспитания, особенности реализации на занятиях физической культурой, учебно-тренировочной деятельности
Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени. В теории и практике физического воспитания существуют различные ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru