Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Страница 4

С изменением содержания наблюдения и глубины познавательного проникновения в него связано изменение формы восприятия. От схематического целого, нерасчлененного, восприятие и наблюдение ребёнка переходит к целому, основанному сначала на внешней, а затем на внутренней взаимосвязи его частей, сторон, моментов восприятия и наблюдения старшеклассника. Он научается сознательно проверять возникающие у него истолкования воспринимаемого в более или менее систематически организованном наблюдении.

В области психического развития старшеклассники отличаются самосознанием, имеющим выраженную потребность в осознании собственной индивидуальности. Подобный уровень самосознания создает возможность учащемуся осмыслить свои психологические состояния, реакции, поведение и понять механизмы их регулирования и саморегулирования. Уровень их физиологического и психологического развития создает предпосылки для успешного обучения их рациональному расходованию резервов своих жизненных сил, управлению настроением, поведением. Кроме прочего, возрасту ранней юности свойственны типичные внутренние противоречия, сложности в сфере социально-психологической адаптации. В этом возрасте могут наблюдаться немотивированное поведение, аффективные реакции, различные психологические комплексы - рудименты подросткового возраста.

Р.С. Немов, характеризуя период ранней юности, затрагивает также вопросы морали и нравственного самоопределения. Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормами морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Ранняя юность — начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.

По данным исследования, проведенного Т.В.Снегиревой, в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается такой тип ценностно-временной структуры «Я»,в котором наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому. «Я» – прошлое представляется совершенно чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. Данные этого исследования указывают на отчетливую тенденцию, характерную для ранней юности: сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее. Вместе с тем подтверждается вывод, сделанный в начале этой главы, — о частичной гармонизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по сравнению с подростковым.

В ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношескому возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не приходится. Ранний юношеский возраст — это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Разработка и реализация управленческих решений в системе дошкольного образования
Управлять дошкольным образованием – это значит целенаправленно воздействовать на управленческую систему дошкольного образовательного учреждения, а через нее – на воспитательно-образовательный процесс, для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста. Согласно теории упр ...

Формирование и развитие - категории педагогики
Педагогика широко использует международные понятия “формирование" и “развитие”. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание - оди ...

Порядок выключения компьютера
После того, как работа за компьютером завершена, его нужно выключить. И делать это нужно аккуратно и правильно. Чтобы выключить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) завершить выполнение всех работающих прикладных программ. Если этого не сделать, то программы будут зав ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru