Семья как основной воспитывающий социальный институт

Статьи о педагогике » Роль социальных институтов в воспитании » Семья как основной воспитывающий социальный институт

Страница 2

Воспитание в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. В культуре, современной Л.С Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные (и множество находящихся между ними ) концепции воспитания:

Воспитание как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;

Воспитание как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.

Главными критериями воспитания выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выгодскому принадлежит идея о неравномерности процесса воспитания, о двух его типах:

Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;

Резкие, бурные взломы, кризисы воспитания.

Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым периодом воспитания, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов воспитания, отличаемых исследователями, являются:

Нечеткость границ периода;

Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием воспитания в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского воспитания выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Для понимания особенностей воспитания на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию воспитания – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения. А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности ...

Система по применению этикетных фраз и реплик на уроках английского языка
Целью обучения речевому этикету на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, по ...

Методические аспекты изучения линий второго порядка в школьном курсе алгебры 7-9 классов
Анализ содержания темы «Линии 2го порядка» в школьных учебниках. (учебники по алгебре под редакцией Г. В. Дорофеева, Ш. Ф. Алимова, А. Г. Мордковича) Обязательной и неотъемлемой частью учебного процесса, а также изучения линий второго порядка является тематическое планирование и учебники. Из анализ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru