8. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.
9. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков.
10. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:
четкое определение задач каждого урока;
рационализация информационного наполнения урока;
внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
творческий подход к формированию структуры урока;
сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной работой учащихся;
обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают:
формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно-необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, внимательности, работоспособности, самостоятельности и др.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
формирование и развитие у учащихся интересов, творческой инициативы и активности;
изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся;
проведение учебных занятий на “опережающем” уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. В зависимости от того, какие признаки уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам - дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений.
Введем понятие структуры урока, под которым будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется последовательностью и наличием структурных частей.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.
От Коменского берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение знаний на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного. Этапами комбинированного урока являются: повторение изученного; изучение новых знаний, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.
Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным - на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы урока могут быть комбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.
Кроме своего преимущества - возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически не достает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки освоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой “укороченный” комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей:
1) организации работы (1-3 мин);
2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль и т.д.) (35 - 40 мин);
Еще о педагогике:
Принцип систематичности и последовательности
Этот принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способ ...
Психолого-педагогическая коррекция в
дошкольном учреждении
Обучение детей и подростков с детским церебральным параличом осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: · дети с церебральным параличом; · с последствиями полиомиелит ...
Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия
педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...