Кроме всего перечисленного, используются различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Работа по подготовке руки к письму начинается в старшей группе детского сада. Все работы воспитателем проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
Цель графических упражнений:
1) научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;
2) научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх;
3) проводить линии в различных направлениях;
4) проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;
5) воспитывать умение сосредотачиваться.
Ребёнок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. «Дождик», «Дорожки», «Парашютисты», «Клубочки» (размотай и замотай), «Нарисуй фигуры» – вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся и наоборот. Чем больше получится, тем лучше.
На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила:
– как правильно сидеть;
– как положить руки, кисти рук;
– как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.
Таким образом, на этапе подготовки детей к школе особенно велика роль практического психолога в организации диагностико-развивающей работы с детьми.
Сам процесс подготовки к письму требует от ребёнка физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и более того, на развитии детского организма. Чтобы избежать негативных последствий, используются самые разнообразные виды работ с учётом постепенного повышения сложности, что позволяет ребёнку без перегрузки, с учётом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Еще о педагогике:
Изучение особенностей личности младших школьников в педагогическом процессе
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Существен ...
Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их разв ...
Наблюдения
Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, ум ...