Аналогично обучающая программа может быть разработана всегда с расчетом на усвоение какого-то содержания, т. е. она предполагает также наличие так или иначе построенного учебного предмета.
Таким образом, прежде чем строить обучающую программу, необходимо определить цели обучения и, в соответствии с ними, содержание, подлежащее усвоению. Не останавливаясь подробно на этих проблемах, отметим лишь некоторые их аспекты.
Содержание целей обучения принципиально определяется общественно-историческими условиями - особенностями данного века, социально-экономическими особенностями страны, а также особенностями и данного учебного заведения. Говоря об особенностях нашего века, прежде всего следует сказать о последствиях научно-технической революции, которая породила систему новых требований к человеку: современный человек нуждается в гораздо большем объеме знаний, чем люди, жившие 100 и даже 50 лет тому назад; полученные им знания сравнительно быстро устаревают, поэтому необходимо перманентное образование, т. е. специалист должен быть подготовлен к самостоятельному получению все новых и новых знаний.
Естественно, что изменения в целях образования неизбежно должны вести к изменениям в содержании обучения. Однако простое добавление все новых и новых объемов информации в существующие учебные планы и учебные программы не может считаться решением проблемы: поток новых знаний непрерывно возрастает, сроки обучения достаточно продолжительны, нагрузки на учащихся предельно велики.
И, главное, это не гарантирует формирования требуемых методов мышления: они не содержатся ни в старых, ни в новых предметных знаниях. Отсюда вытекают две проблемы, связанные с построением содержания:
а) построить содержание учебного предмета таким образом, чтобы, не расширяя его объема, в то же время дать человеку весь необходимый запас знаний;
б) обеспечить формирование методов мышления, позволяющих самостоятельно применять накопленные знания и получать новые.
Современная психология позволяет решить обе эти проблемы. Принципиальное решение этих проблем было найдено проф. П.Я. Гальпериным более двадцати лет тому назад (Гальперин, 1958).
Анализ знаний, накопленных в разных предметных областях, показывает, что их накопление идет, как правило, путем увеличения все новых и новых частных явлений, новых частных зависимостей. Смена точек зрения в понимании их сути происходит сравнительно редко. Именно эту суть, скрытую за частными явлениями, и следует включать в содержание обучения. Фактически это требует перехода на новую систему понятий в каждой научной области.
Первая задача состоит при этом в выделении инварианта системы и в рассмотрении отдельных случаев как частных вариантов.
Если это удается сделать, то изучение множества частных явлений заменяется изучением лишь некоторых из них, которые теперь выступают не как самостоятельные предметы усвоения, а как средство усвоения общего, сущного, на что обучаемого и ориентируют при анализе каждого частного явления. Частных явлений вводится лишь столько, сколько необходимо для усвоения метода, рассчитанного на любое частное явление данной системы.
Рассмотренные принципы построения учебных предметов позволяют избежать перегрузки учебных программ, в то же время их информационная емкость не только не снижается, а наоборот, повышается, так как усвоение фундаментальных знаний позволяет обучаемым самостоятельно анализировать любой частный случай, являющийся проявлением усвоенной сущности, а в ряде случаев - и самостоятельно их получать, причем не только те, которые известны в настоящее время, но и новые.
Однако все это возможно только в том случае, если фундаментальные знания будут усвоены как элементы адекватной им деятельности. В самом деле, если эти знания будут просто заучены, то они будут пригодны только лишь для воспроизведения, но не для применения - анализа или построения различных частных случаев. Здесь мы подходим ко второй из указанных проблем проблеме формирования продуктивных видов мыслительной деятельности (методов мышления), познавательной деятельности в целом.
Сравнительные данные по экспериментальному и традиционному обучению синтаксису и пунктуации (сравнение количественных и качественных показателей)
№ пп |
Сравниваемые данные |
Экспериментальное обучение |
Традиционное обучение |
1. |
2 |
3 |
4 |
1 |
Количество ошибок на одного испытуемого в одном тексте |
0-1 |
4-7 и более |
2. |
Время, затрачиваемое на обучение |
а) 45 часов для учащихся школы |
Приблизительно 170 ч. (по программе). |
б) 40 часов для студентов |
Приблизительно 130 ч. (по программе). | ||
3 |
Объем материала, подлежащего усвоению (количество новых понятий): по синтаксису и пунктуации |
200 |
1700 |
Еще о педагогике:
Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением
интеллекта
Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализир ...
Программа деятельности социального педагога в ДОУ
Смысл программы деятельности социального педагога сводится к следующему: 1. Необходимо тщательное изучение семей, в первую очередь нравственно-психологического климата семьи в них и педагогической просвещенности. Необходима дифференциация семей по типам: - конфликтные; - педагогически несостоятельн ...
Сущность алгебраического метода решения текстовых задач
Под алгебраическим методом решения задач понимается такой метод решения, когда неизвестные величины находятся в результате решения уравнения или системы уравнений, решения неравенства или системы неравенств, составленных по условию задачи. Иногда алгебраическое решение задачи бывает очень сложным. ...