Распределение аудиторных часов каждой дисциплины по видам занятий;
Назначение зачетов, экзаменов, курсовых проектов и работ по дисциплинам и семестрам с учетом ограничений; например, не более 5 экзаменов и 6 зачетов, не более 2 проектов и/или работ в семестр.
Операции пп. 4-6 требуют большого внимания и повторных проверок с целью избегание ошибок, выполняются с многократными повторами с целью выполнения установленных требований и ограничений.
Составление семестровых учебных планов выполняется на каждый учебный год для каждого потока студентов примерно в следующем порядке:
из рабочего учебного плана выбираются дисциплины, которые в планируемом учебном году должны изучать студенты заданного потока (на заданном курсе), и связанные с ними часы, курсовые проекты и работы, виды контроля знаний (экзамены, зачеты);
если дисциплина изучается в течение одного семестра, то происходит просто переписывание данных из одного документа в другой, иначе производится распределение часов каждого вида занятий (лекций, лабораторных и др.) по семестрам;
в семестровый план включаются сведения об учебном годе, обозначении потока студентов и количества студентов на потоке;
выполняется распределение дисциплин по кафедрам; на основе распределения дисциплин по кафедрам формируются выписки из семестровых планов для каждой кафедры.
Проблемы разработки учебных планов
Процессам разработки учебных планов присущи определенные проблемы, содержание которых приведено в следующей таблице:
Проблема |
Причина возникновения |
Для разработки взаимоувязанных до разделов дисциплин учебного плана необходимо, чтобы был известен набор дисциплин и объем учебной работы по каждой дисциплине и по каждому разделу дисциплины; объем учебной работы может быть связан с графиком учебного процесса, который определяет количество недель в семестре и объем учебной работы в неделю. |
ГОС может не определять полный перечень дисциплин и объемы учебной работы. |
Для разработки рабочей программы по дисциплине необходимо знать место дисциплины в графике учебного процесса, предшествующие и последующие дисциплины |
ГОС может не определять график учебного процесса и последовательность изучения дисциплин. |
Участие специалистов высокой квалификации на всех этапах формирования учебных планов |
Отсутствие формализованных методов разработки и средств автоматизации |
Вследствие указанных проблем некоторые этапы процесса разработки учебных планов выполняются с многократными повторами с целью согласования данных и учета установленных требований и ограничений
Важность перечисленных проблем возрастает в системе открытого образования из-за существенного увеличения объема работ по составлению учебных планов и необходимости сокращения сроков их формирования.
Направления работ по планированию учебного процесса
Для организации качественной системы обучения важно правильно планировать учебную деятельность как студентов (обучаемых), так и преподавателей.
Еще о педагогике:
Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...
Художественная деятельность детей младшей группы
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художестве ...
Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
Самостоятельность в педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действо ...