Учебная работа обучаемых представлена в виде схемы на рис. 3, учебная работа преподавателей — в виде схемы на рис.4.
Используемая в настоящее время форма рабочего учебного плана регламентирует следующие виды учебной работы для обучаемых:
лекции;
лабораторные работы;
практические и семинарские занятия;
самостоятельная работа по дисциплинам в целом;
самостоятельная работа на выполнение КП и КР.
Объем остальных видов учебной работы в явном виде (часах) в учебных планах не указывается
В частности следует планировать аудиторные занятия для экзаменов, зачетов, консультаций и др. Как для студентов, так и для преподавателей.
Рис. 3. Учебная работа обучаемых
Следует также рассмотреть вопросы регламентации методической работы преподавателей, поскольку она напрямую связана с учебной (подготовка к лекциям, подготовка учебно-методических разработок, новых лабораторных работ и т.д.).
Рис. 4. Учебная работа преподавателей
Должны быть проработаны вопросы по определению видов и объема самостоятельной работы обучаемых: часть работы можно связать с помощью коэффициентов с аудиторной работой (например, для очной формы обучения).
Факторы, влияющие на учебные планы
На структуру и содержание учебных планов, а также на разработку средств автоматизации процессов их формирования непосредственно влияют следующие группы факторов:
концептуальные (базовые положения организации процесса обучения);
производственные;
социальные факторы;
средства телекоммуникаций;
производственные факторы: значительная трудоемкость процесса разработки учебных планов (трудоемкость разработки нового учебного плана по оценкам специалистов составляет 70 – 150 человеко-часов в зависимости от состава дисциплин, их взаимосвязей, возможностей структурных и параметрических изменений, необходимого количества согласований и других факторов);
необходимость участия специалистов высокой квалификации (докторов и кандидатов наук, заведующих кафедрами, деканов).
Социальные факторы (социальное положение и материальное обеспечение, уровень начальной подготовки и выполняемая или будущая профессиональная деятельность, отсутствие возможности повышения квалификации по «жесткому» графику учебного процесса, ограниченные возможности здоровья, транспортные проблемы и др.) вызывают необходимость учета возможностей и потребностей обучаемых в системе открытого образования и, как следствие, формирование индивидуальных учебных планов для получения базового профессионального образования или повышения.
Развитие средств телекоммуникаций, средств технического оснащения учебного процесса изменяет возможности взаимодействия ученика и учителя, что должно найти отражение в планировании учебного процесса.
Еще о педагогике:
Специфика работы социального педагога в детских оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских оздоровительных лагерях новая для нашего общества. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинск ...
Как педагогическая наука связана с другими науками о человеке
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности прак ...
Нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике
В настоящее время становится все более очевидным существование неразрывной связи между общественным и государственным благополучием и психологическим благополучием народа. По мировой статистике Республика Беларусь, как ни странно, – в числе лидеров по убийствам и суициду, по курению, по алкоголизму ...