Главная задача школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы становления идентичности гражданина России, ценностно ориентированной личности. При этом особое внимание уделяется истории Отечества, раскрывающей место и роль нашего государства во всемирно-историческом процессе, способствующей воспитанию учащихся в духе уважения к истории своей страны как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех живущих в нем народов.
Главная задача обществознания - подготовить школьника к жизни в обществе. Оно должно способствовать социализации подростка, его приобщению к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, освоению им разных социальных ролей, активному вовлечению в общественную жизнь и реализацию социальных проектов. Поэтому в широком понимании обшествознание включает в себя не только школьные основные и факультативные курсы, но и систему внеклассной и клубной работы, связанной с получением представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, о своем месте и месте своей страны в окружающем мире и др.
В системе школьного географического образования центральным становится курс "География России". Его цели - формирование: 1) представления о России как субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как общепланетарные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы; 2) географического образа своей Родины во всем ее многообразии.
Русский язык в системе отечественного школьного образования занимает центральное место, поскольку является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными курсами и качество образования в целом. Идеологическая функция определяется ролью русского языка как государственного языка Российской Федерации, важного инструмента формирования российской идентичности, консолидации и единения народов России, межнационального общения.
При изучении иностранного языка, помимо коммуникационного аспекта, предполагается усиление разнообразных межпредметных связей (с родным языком, литературой, историей, географией и т.д.), а также социокультурной направленности, включение школьников в диалог культур, развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры. Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества. Нацеленность на инновационность в узком, прагматическом значении должны обеспечить предметы естественно-математического цикла, особенно в профильной школе, где задача фундаментализации образования приобретает характер главенствующей образовательной установки.
Инновационность в более широком смысле, как ориентация на внедрение новых образовательных технологий, развитие творческого потенциала учащихся, - единственно возможная альтернатива фактологически-начетническому стилю обучения, поэтому должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.
Еще о педагогике:
Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в обучении
Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. Это возможно только ...
Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...
Место межличностного взаимодействия в системе отношений
В современной психологии проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50х – начала 60х годов), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале 20 столетия. Всю совокупность отношений личности к внешним объектам, к среде, к социальной дей ...