Данной исследование эффективности индивидуального подхода в преподавании генетики было проведено в школе № 39 г. Красноярска на примере двух 11-х классах, один из которых был контрольный 11 «А», а второй экспериментальный 11 «Б».
Классы были выбраны случайно. При контроле исходного уровня, знания по генетики были практически одинаковые.
До начала работы с экспериментальным классом, мы посещали уроки в течение одного месяца и выделяли индивидуальные особенности учащихся именно по успеваемости.
Выделили: - сильных (8 человек)
- средних (7 человек)
- слабых (5 человек)
Далее с экспериментальным классом проводилась работа по построенной нами модели в течение пятнадцати уроков по двум главам раздела «Основы генетики» - «Основные закономерности явлений наследственности» и «Закономерности изменчивости».
Проверка (контроль) полученных знаний проводилась по общей модели индивидуального подхода в двух классах и в экспериментальном, и в контрольном. Наше исследование дало следующие результаты, которые представлены в таблице № 2 и 3.
У контрольного класса 11 «А» теоретические знания оказались несколько слабее, давалась не четкая формулировка законов и понятий. Вопросы на понимание формулировались хуже, иногда ответов вообще не было.
Уровень решения задач оказался на много ниже. Большинство учеников затруднялись в решении и просили помощи у учителя. Решение некоторых задач не соответствовало содержанию.
Таблица 2 Результаты контрольной проверки знаний учащихся 11-х классов по разделу «основы генетики» (средний балл)
контроль- ный 11 «а» |
эксперемен- тальный 11 «б» |
рост показа- теля | |
терминологический опрос по законам менделя |
3,5 |
4,1 |
0,6 |
контрольная работа по закономерностям наслед- ственности с решением задач |
3,3 |
4,2 |
0,9 |
контрольная работа по теме «модификационая и мута- ционная изменчивость» |
3,6 |
4,3 |
0,7 |
контрольная работа по разделу «основы генетики» |
3,7 |
4,4 |
0,7 |
Таблица 3. Результаты контрольной проверки знаний учащихся 11-х классов по разделу «основы генетики» (качество знаний)
контроль- ный 11 «а» |
эксперемен- тальный 11 «б» |
рост показа- теля | |
терминологический опрос по законам менделя |
46,7 |
77,8 |
31,1 |
контрольная работа по закономерностям наслед- ственности с решением задач |
28,6 |
82,3 |
53,7 |
контрольная работа по теме «модификационая и мута- ционная изменчивость» |
42,8 |
87,5 |
44,7 |
контрольная работа по разделу «основы генетики» |
40 |
87,5 |
47,5 |
Еще о педагогике:
Описание используемых методов обработки результатов исследования
В обработке результатов использовались следующие методы: Качественный анализ данных (контент-анализ); Дисперсионный анализ; Факторный анализ; Корреляционный анализ; Класстерный анализ. Качественный анализ — обеспечивает более глубокое понимание и объяснение изучаемых явлений, прежде всего на уровне ...
Виды образовательных портфолио
Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними. По целям различаются портфолио, как способ оценивания учебных достижений и так называем ...
Диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения
младших школьников к учебной деятельности
Диагностика мотивации проводится на всех этапах урока в виде учебных заданий. Мотивация учения в рамках учебного занятия представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов, связанных с началом работы (готовность, включенность), ходом ее выполнения, завершением (удовлетворенность или неудовле ...