Представленные задания позволяют оценивать полноту усвоения правил правописания безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова, обоснованно подходить к выбору тренировочных упражнения, корректировать работу в соответствии с особенностями усвоения материала в каждом конкретном классе.
Тематический учет приобретает итоговый характер, когда изучены, по крайней мере, две орфографические темы. Его основные задачи: установить степень владения умением находить слова на изученные правила и способы применения правил в практике письма как в специальных орфографических упражнениях, так и в упражнениях творческого характера. Традиционные приемы работы – различные виды диктантов, изложения и сочинения. Однако прежде всего важно установить, насколько четко учащиеся различают правила, исходные и отличительные признаки.
Сравнение сферы действий правил правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корнях слов осуществляется по следующим аспектам:
нахождение сомнительных случаев написания;
правила, регулирующие написание корней (их три: парные звонкие и глухие согласные; безударные гласные; непроизносимые согласные);
способы проверки: изменение слова (по числам, по падежам), подбор однокоренных слов (подбор слов, относящихся к различным частям речи);
соблюдение условий проверки: семантических, фонетических, морфологических.
Задание 1. Цель: проверить умение учащихся различать слова с орфограммами без орфограмм.
Запишите слова в два столбика: в первый – те, написание которых проверять не надо, во второй – те, написание которых нужно проверить.
а) спишите с доски: рак, карась, сом, ерш, окунь.
б) под диктовку: слон, шкаф, грач, ров, скрип.
Задание 2. Цель: проверить умение учащихся находить орфограммы разных видов.
а) Послушайте слова. Какие правила будете применять при их написании? Объясните.
Весна, деревья, дорожка, узкая, молодые, лед, ледок.
б) Разложите карточки в две группы в соответствии с правилами, по которым нужно произвести проверку написания этих слов.
Звонок, гроза, желудь, цветок, пернатые, гладкий, мягкий, шубка, голубь, летучий.
в) Прочитайте рассказ. Что непонятно? Написание каких слов надо проверять?
Вот и весна наступила. Деревья оделись молодыми листочками. Вернулись домой птицы. Грачи поселились в роще. Скворцы заняли старые скворечники. За душистым медом полетели пчелы.
Задание 3. Цель: Проверить умение различать условия проверки при работе с орфограммами разных видов.
Беглый, беговой – б…гут,
Рукавчик, рукава – рука…,
Лесистый, перелесок – л…сник,
Побелка, беляк- б…лила,
Соседи, соседка – сосе…ский
Предложенный подход обеспечивает оценку различных компонентов орфографических знаний и умений, позволяет своевременно выявлять пробелы в обучении правописанию, целенаправленно планировать систему упражнений выбор методов и приемов работы. В конечном итоге устраняется разрыв между знанием правил и применением их в практике письма.
Итоговый контроль
Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах выделены специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».
Еще о педагогике:
Разработка и реализация управленческих решений в системе дошкольного
образования
Управлять дошкольным образованием – это значит целенаправленно воздействовать на управленческую систему дошкольного образовательного учреждения, а через нее – на воспитательно-образовательный процесс, для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста. Согласно теории упр ...
Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная задача социального педагога дошкольного учреждения. Направления деятельности по её реализации определяются задачами ДОУ. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно толь ...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
Ход работы. Имея полное представление о речевом развитии девочки, можно составить индивидуальный план коррекционной работы. Работу надо разделить на несколько этапов. Подготовительный. Его задача – тщательная подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно: - вызвать интерес к логопедическим за ...