Первый вид задания: Цель: Проверить сформированность умения давать полноценную квалификацию орфограммы.
Прочитайте:
Подбежал к калитке, отпилил сухую ветку от березки. Написание подчеркнутых букв надо проверять. Почему?
Задание второго вида: Направлены на проверку умения находить объект орфографического правила и предполагают работу как с отдельными словами так и со связными текстами.
1. Орфограммы безударных гласных в корне слова.
а) Прочитайте слова. Написание каких букв надо проверять? Почему?
Река, весной, большой, вечерний, мясной, ледяной, закричали.
б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?
Вяжу, скрипел, вечерний, озеро, почернели.
в) Прочитайте текст. Написание каких слов надо проверять?
Сосна
Митя посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал ее водой. Возле сосны зеленела трава. По утрам на траве блестела роса (14 орфограмм)
г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?
Катя и Маша
Пошла Катя за грибами. Она взяла Машу. Маша была мала. На пути
была речка. Катя взяла Машу к себе на спину. Сняла чулки и пошла
по воде. Катя несла Машу. (9 орфограмм) (По Л. Н. Толстому)
2. Орфограммы парных звонких и глухих согласных
а) Прочитайте слова. Написание каких букв нужно проверять?
Мед, шалаш, сторож, указка, краска, бумажка.
б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?
Клюв, лебедь, коляска, пирожки, шкаф.
в) Прочитайте текст. Написание каких слов нужно проверять?
Поход
Ребята пошли в поход. У костра готовили обед. Дежурные достали ложки. Ели вкусный суп. После обеда сидели на травке. Глеб рассказал интересную сказку. Потом друг другу загадывали загадки (9 орфограмм).
г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?
Зимой
Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает снег.
У дома большой сугроб, снег занес все дорожки. Дети надели теплые
шубки и шапки. Они весело играют в снежки (8 орфограмм).
Неумение школьников обнаружить в слове орфограмму как «точку» применения специального правила является реальной предпосылкой орфографической ошибки. Не зная, что следует проверять ученик привыкает писать по произношению. Обусловлено это явление прежде всего недоработками методики. Явление прежде всего недоработками методики. Во-первых, очевидна зависимость усвоения орфографии от степени овладения учеником, минимумом фонетических знаний и умений (постановка ударения, распознавание ударных и безударных гласных и т.п.) Во-вторых, в неполных учебниках недостаточно представлены упражнения на нахождение объектов орфографических правил. Действительно, наиболее распространенное упражнение – списать, вставляя пропущенные буквы, где орфограмма уже задана авторами учебников. В – третьих, наблюдения уроков русского языка и выборочный анализ поурочных планов у разных учителей показывают, что в угоду увеличения количества написанных за урок слов в повседневной практике почти полностью отсутствует указанная работа.
В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные можно рекомендовать следующие упражнения:
а) Объясните, почему в текстах упражнений пропущены определенные буквы.
б) Прослушайте текст. Посчитайте сколько слов нуждаются в проверке. Объясните, какие и почему.
в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.
г) Запишите текст. В сомнительных для себя случаях вместо букв оставляйте пробел (Письмо С «дырками»)
Еще о педагогике:
Когда и где используется быстрое чтение
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумны ...
Особенности толкования устаревшей лексики
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе – констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...
Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии
Методические рекомендации и авторская программа Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи Жизни и Движения. Мы говорим о вы ...