Учебный предмет «География» обычно включает следующие четыре школьных курса:
«Начальный курс географии» (6–7 классы);
«География материков и стран» (8–9 классы);
«География Беларуси» (10 класс);
«Общая география» (11 класс).
«Начальный курс географии» имеет главную цель – в самой общей форме дать представление о Земле как крупном природном комплексе, его структуре, о взаимосвязях земных оболочек, о населении, политической карте, природных ресурсах, хозяйственной деятельности и структуре хозяйства.
Основные задачи начального курса географии:
сформировать общее представление о Земле, её форме, размерах, движении, внутреннем строении; особенностях населения, структуре основных отраслей хозяйства;
представить начальные знания о географических картах, как особом языке географии, а также показать значение их в жизни и хозяйственной деятельности людей;
привить учащимся необходимые практические навыки ориентирования на местности и составления простейших планов, вычисления расстояний с помощью масштаба, определения географических координат с помощью географической сетки, проведения простейшей глазомерной съёмки; наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями окружающей среды на краеведческом материале;
подготовить учащихся к изучению географии материков и стран, Республики Беларусь.
В рамках данной курсовой работы мне хотелось бы рассмотреть те стороны изучения географии, которые особенно важны в реализации современных педагогических целей. При относительно малом объеме географической характеристики можно говорить лишь о доминирующих ценностных основаниях этого курса, хотя сами они пока еще в начале исследования. Ценности географического образования во многом связаны с реализацией его функций. К их числу относятся такие группы, как:
познавательные;
развивающие;
мировоззренческо-воспитательные.
В современной педагогике выдвигается идея рассматривать содержание как систему знаний, умений и ценностных ориентаций. Познавательная функция является исходной, базовой. Географическая картина мира, приоритетная цель школьной географии, не может быть полной без географии своей Родины, а система формирования этой картины − без ее изучения. Мировой опыт достаточно убедительно подтверждает это. «В том-то и состоит ценность географии, − подчеркивает французский историк Ф. Бродель, — что благодаря ей действительность предстает перед нами во всей своей густоте и протяженности, во всем многообразии составляющих ее элементов». Эту оценку прежде всего надо отнести к географии своей страны. Изучая его, школьники выявляют самое характерное в природном облике, населении и его хозяйстве, постепенно создавая образ той части географического пространства, на которой расположен свой край.
Современное обучение должно опираться на личный познавательный и практический опыт учащихся, на знание своего ближайшего окружения, его особенностей и отличий, путей развития, учитывать потребности и интересы обучаемых, которые в значительной мере связаны со своей страной. Именно его познание имеет первостепенную важность, хотя и не сводится только к нему. Все чаще в научной, а вслед за ней и в учебной литературе используется понятие «уникальная территория». Ее уникальность чаще всего выражается в культуре населения, но не только. Компонентов уникальности много, каждое место уникально по-своему. Речь идет о концентрации памятников культуры и истории, своеобразии природы, единстве природы и жизни населения.
Вспомним хотя бы о Полоцке, крупнейшем православном центре Беларуси, о древнем городе Витебске на реке Двина и т.д. Они дополняют друг друга и воспринимаются как единое целое. На территории каждой области найдется много природных и историко-культурных объектов, рассматриваемых в единстве и, следовательно, с географической точки зрения. Осмысление пространства своей области как уникального - еще один элемент ценностного отношения к ней. В процессе изучения школьники выявляют самое характерное в природе, населении и его хозяйстве, постепенно создавая образ той части географического пространства, на которой расположен свой край. Изучая, например, Минскую область, учащиеся узнают, что значительную часть ее пространства занимают акватории живописных озер − Нарочь, Свитязь и т.д. Много ли на карте Беларуси подобных субъектов? А ведь они определяют многие природные и экономические стороны жизни населения. География, соединяя в себе природные и социально-экономические элементы знания, помогает создать яркую и сочную картину жизни в самых различных ее проявлениях. Важнейшая познавательная функция − научить учащихся умению самостоятельно получать информацию и прежде всего из книг и карты. Для местной географии это важно потому, что при ее изучении используется особенно большое количество самых различных источников информации и способов работы с ними.
Еще о педагогике:
Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...
Культура письма при конспектировании лекций
В современных условиях, как известно, более широко практикуется конспектирование, ведущееся одновременно со слушанием лекции. Такое конспектирование, если оно правильно поставлено и не является самоцелью, имеет известное вспомогательное значение для студентов. Конспектирование является средством ра ...
Периодизация русской риторики
Изучение времени создания учебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь с изменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическими преобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагает образ мысли и слова, она прямо связана с ...