Например, Маша К. И Вика Ч. Изобразили сюжет к сказке «Сивка-бурка», в котором Иван прыгает на коне до окна, где сидит царевна в высоком тереме. Девочки проявили в рисунке творчество и воображение, каждая по-своему изобразила героев. Маша К. цветом выделила губы у царевны (уста сахарные), прорисовала много окон, лестниц, этажей в тереме. В беседе после рисования девочки рассказали, что они изобразили.
Нам удалось выяснить, что у Вики и Маши в пассивном словаре были следующие устаревшие слова: терем, уста сахарные, хоромы, красна девица, кафтан и другие. Значения этих слов им понятны.
Роме М. понравился один из сюжетов к сказке «По щучьему велению» и он нарисовал избу, на полу лежит половик и лапти, а Емеля греется на печке. Образ героя сказки очень выразителен, изображен яркими красками. В беседе нам удалось выяснить, что в пассивном словаре ребенка имеются такие слова: лапти, половик, рубаха, русская печь. Значения всех слов ему понятны.
Таким образом, мы собрали и проанализировали рисунки детей и выяснили, что в пассивном словаре детей имеются устаревшие слова, которым они дают правильное толкование. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что изодеятельность может быть эффективно использована с целью закрепления значений устаревших слов из художественных произведений как в ДОУ, так и дома.
Задание 3
Составление описательных рассказов по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Цель исследования: выяснить, используют ли дети, устаревшие слова для характеристики облика героев картины в своем рассказе.
Подготовка исследования
Подготовили репродукцию сюжетной картины.
Проведение эксперимента
Эксперимент проводили с детьми 6-6,5 лет индивидуально.
Ребенку показывали репродукцию, спрашивали: «Кто изображен на картине?» Просили описать ее: «Посмотри хорошенько на эту картину, придумай рассказ по ней. Сначала скажи, как зовут богатырей. Потом опиши одного богатыря, который тебе больше понравился». В случае затруднений задавали наводящие вопросы.
Обработка данных
Рассказы детей фиксировали [Приложение 4], проанализировали и пришли к выводу:
Все дети использовали в своей речи устаревшие слова, т.к. без них описать облик героя невозможно;
При составлении рассказа проявились индивидуальные особенности каждого ребенка, каждый по-своему описал картину;
Затруднений и ошибок в передаче содержания картины не наблюдалось;
Полнота рассказа наблюдается не у всех детей, т.к. они не описывают окружающую богатырей обстановку;
Дети имеют богатый словарный запас слов, в котором присутствуют все части речи.
Таким образом, рассказы детей свидетельствуют о том, что картину как произведение изобразительного искусства можно и нужно использовать для закрепления устаревших слов в словаре старшего дошкольника.
Еще о педагогике:
Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории
педагогической мысли
Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. Методологической основой развития теории и практики детской игры стали марксистско-ленинские положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. В сове ...
Особенности речевого развития детей с ЗПР
Речь детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматическ ...
Воспитание дисциплины и культуры поведения
Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо ...