Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
На основании теоретического материала, в практической части нашей работы мы рассматривали влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ. Наше исследование проходило на базе ДОУ №16 г.Абакана. В исследовании приняли участие 14 детей 2,5 – 3 лет, недавно поступивших в 2 первые младшие группы детского сада.
В качестве методик мы применили анкетирование родителей и методику наблюдения, предложенную Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной, которые выделяют ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.
Анкетирования родителей показало, что 14% детей экспериментальной группы и 0% детей контрольной группы набрали 3 - 2,6 баллов, таким образом можно сказать, что они были готовы для поступления в детский сад. По 57% детей экспериментальной и контрольной групп набрали 2,5 - 2 баллов – они условно готовы, 29% детей экспериментальной группы и 43% детей контрольной группы были не готовы к поступлению в ДОУ. Они набрали 1,9 - 1,6 баллов.
Первая степень выраженности эмоциональных состояний была обнаружена в начале исследования у 14% детей и экспериментальной и контрольной групп. Вторая степень выраженности – у 57% детей экспериментальной, и 43% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 29% детей экспериментальной группы, и 43% – контрольной группы.
Повторное диагностическое исследование показало, что в экспериментальной группе эмоциональное состояние детей проявилось в лучшей степени. Они более спокойны, склонны к радости, у них выше интерес к новому.
Первая степень выраженности эмоциональных состояний была обнаружена у 57% детей экспериментальной и 43% контрольной группы. Вторая степень выраженности – у 43% детей экспериментальной, и 29% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 0% детей экспериментальной группы, и 29% – контрольной группы.
На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на крупе (песке), аппликация, лепка из теста.
В работе приведены примеры игр, которые помогут родителям и воспитателям. Важно, чтобы эта помощь была систематической, целенаправленной, только тогда эта работа может дать положительный результат.
Таким образом, исследование показало - художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.
Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
Еще о педагогике:
Особенности декоративной композиции
Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она ...
Особенности становления и развития мировоззрения старшеклассников
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой уже появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому. Вместе с тем старшеклас ...
Причины нарушений звукопроизношения
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие: - нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи; - нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; - нарушение его нормального функциониров ...