Десятипальцевый метод печати появился в прошлом столетии для пишущих машинок и широко используется сейчас при работе за компьютером. Этот метод позволяет научиться печатать быстро и без ошибок. Десятипальцевым этот метод называется потому, что предполагает строгое распределение клавиш клавиатуры между всеми десятью пальцами двух рук. Этот метод называется еще и слепым, потому что при наборе текста нельзя смотреть на клавиатуру. Этим достигается быстрота набора текста.
Освоение метода ведется специальным обучением и длительными тренировками. Существуют компьютерные программы обучения этому методу.
При работе за клавиатурой следует соблюдать следующие рекомендации.
1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами, большие пальцы опущены вниз.
3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
5. Опустите руки на клавиатуру (указательный левый палец попадет на клавишу А, а указательный правый палец - на клавишу О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).
Если рекомендации выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Правильность расположения руки приведена на рисунке 2.23.
Ж Д Л О р
Рис. 2.23. Правильность расположения руки над клавиатурой ПК
Рекомендуемое соответствие клавиш и пальцев рук, нажимающих эти клавиши, приведено на рисунке 2.24.
Правая
Рис. 2.24. Соответствие клавиш и пальцев рук на клавиатуре
Клавиши Backspace, Delete, Enter нажимают мизинцем правой руки; клавишу Caps Lock - мизинцем левой руки.
Клавишу 8ЬШ (их две на клавиатуре) нажимают мизинцами левой и правой руки. Клавиши 8ЬШ прижимают с задержкой в нижнем положении до тех пор, пока прописная буква или знак не будет напечатан.
Клавишу Пробел нажимают ребром большого пальца левой или правой (свободной в данный момент) руки.
Нажатие клавиш клавиатуры выполняется по-разному. Быстрое нажатие выполняется, как легкий удар. Таким нажатием печатаются символы.
Быстрое нажатие на клавиши должно быть отрывистым и несильным, но резким, без задержки пальца на клавише. Нажатие выполняется подушечками пальцев (рис. 2.23), в нем принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1-2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет нажатие, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время нажатия, а сразу после него расслабляться.
Нажатие может быть и длительным - прижать клавишу и удерживать ее нажатой. Так нажимается, например, клавиша Shift, если нужно набрать 1-2 буквы другого регистра.
Локти при работе за клавиатурой не следует слишком сильно прижимать к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.
Для предупреждения переутомления при работе за компьютером необходимо строго соблюдать режим работы. При развитии усталости глаз, рези в глазах, мелькании точек перед глазами необходимо сделать перерыв и выполнить упражнения для глаз. Для снятия усталости мышц туловища необходимо периодически выполнять физические упражнения.
Несколько комплексов упражнений приведено в приложении. Эти комплексы не нужно выполнять все сразу. Следует выполнить тот, который больше соответствует виду вашей усталости. Комплексы время от времени нужно менять.
Вопросы и задания:
1. Как вы думаете, для чего используется десятипальцевый метод печати при работы на клавиатуре?
Еще о педагогике:
Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого
уголка
Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и лис ...
Методы диагностики состояния здоровья школьников
В целом здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам . 1. Физическое развитие школьника. Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности. Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здор ...
Апробация программы развития организаторских способностей в детском
оздоровительном лагере
Апробация программы развития организаторских способностей происходила на базе детского оздоровительного лагеря "Иртышские зори". Данная программа была реализована в лагере в период второй летней смены с 04.07.2011 г. по 21.07.2011 г. Реализация программы осуществлялась на примере 3 отряда ...