В своей книге "Материнская школа" Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище." и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.". "Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно - божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей".
По мнению Ян Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами. Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости. В книге "Материнская школа" он фактически ставит перед родителями задачу - разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться "с различными случайностями", и родители должны учить детей "осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни". Предназначение родителей - заботиться о детях, давать им возможность приобретать "изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни." Коменский выделяет "троякую" цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот.
В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему. Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может "достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания?" Конечно, это "совершенно невозможно".
Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена "обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию" знания "и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают".
"Но так как часто родители, - пишет Ян Коменский, - или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это…, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества поручалось мужам мудрым, почтенным". Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Однако, со временем обучение детей "отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера" и стало "местом тяжелой работы и мучения". Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать. И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, они должны сами "изучить способы обращения со своими сокровищами…, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям".
По мнению Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:
умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";
опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";
почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;
предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";
говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";
Еще о педагогике:
Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преп ...
Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого
уголка
Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и лис ...
Программное обеспечение компьютера
Для работы аппаратного обеспечения компьютера необходим набор инструкций - программ. Программа - последовательность команд для обработки информации, составленная человеком на языке, понятном компьютеру. Программы составляются специалистами - программистами, а выполняет команды процессор. На компьют ...