В конце периода раннего детства, при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, это у него не получается, в нужный момент рядом не оказывается взрослого — некому прийти на помощь. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то вскрикивая. Причиной гнева или плача может быть и отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается завладеть их вниманием, ревность к брату или сестре и т. п.
Такие эмоциональные вспышки скорее угасают тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще их игнорируют. Если же родители сразу же бегут успокаивать маленького капризу, т.е. внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что общение с родителями следует за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку либо организовать совместную деятельность — и ребенок, у которого одно желание сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Таким образом, можно выделить некоторые наиболее важные особенности детей раннего возраста:
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая носит социальный характер;
в раннем возрасте развиты сенсомоторные потребности;
в этом возрасте складывается определенное отношение к окружающим его людям, явлениям, а в соответствии с этим – и различное поведение;
детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
форма общения со взрослыми преобладает ситуативно-деловая, но начинает формироваться внеситуативная.
В этом возрасте ребенок эмоционально чувствителен, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.
Еще о педагогике:
Обзор технологии индивидуального подхода в обучении
Чрезвычайно актуален сложный вопрос о единстве, различии и взаимоотношениях возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношей. Учет возрастных особенностей важен в воспитании и обучении вообще и в реализации индивидуального подхода в частности. Во-первых, через определенные возрас ...
Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в опред ...
Разработка учебных планов
Процесс составления учебных планов может быть организован построена по следующей схеме: изучение ГОС и ознакомление с примерным учебным планом (если таковой имеется) деканом и зав. выпускающей кафедрой. Рассматриваются различные варианты состава дисциплин (по циклам и компонентам), определяется объ ...