Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста

Страница 1

Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в определенных временных рамках. Рамки эти, довольно условные, но все же знание их позволяет достаточно отличать нормы патологии.

Рассмотрим примерные сроки и основные закономерности развития понимания ребенком речи окружающих и становления его собственной речи. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.

Возрастной период от рождения и примерно до года и полутора лет принято считать подготовительным в развитии речи ребенка. В этот период состав даже уже появившегося у него первых слов еще полностью не расчленен и значение их неустойчиво, да и самостоятельно не является средством общения – ребенок обращается к окружающим в основном при помощи мимики и жестов. Однако протекание этого периода играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка. Приобретения этого периода состоят в следующем:

- развиваются внимание к человеческой речи и начатки понимания ее;

- возникает потребность в ней, в речевом общении с окружающими людьми;

- развивается память на слова;

- формируется способность к различению речевых звуков на слух;

- развивается и совершенствуется голосовая функция ребенка и его артикуляционные возможности.

Все перечисленное и составляет ту необходимую базу, на которой в дальнейшем может формироваться достаточно полноценная речь.

Возрастной период от года-полутора до трех лет считается предшкольным этапом развития речи. Обычно речь ребенка этого периода понятна лишь в конкретной ситуации. У детей 3-х лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

- сокращение слов (сипед – велосипед, атабаиль – автомобиль);

- перестановка в слове слогов (замукальные – музыкальные);

- перестановка в слове звуков (девича – девочка, певрый – первый);

- пропуски в слове звуков (босой мальчик – большой мальчик),

- иногда дети, чтобы избежать согласных, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель – корабль, не зинаю – не знаю).

Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. У ребенка 3-х лет несовершенно еще функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферически речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что ребенок различает звуки речи на слух. А движения его речевых органов еще недостаточно четко согласованы, поэтому речь ребенка мало понятна.

Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 4 слов). Фраза в этом возрасте начинает удлиняться и усложняться, но отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи:

- порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет – я не хочу);

- иногда искажается род имен существительных (одни колес);

- можно услышать неправильные падежные окончания (у меня много подругов).

К концу второго этапа (преддошкольного) дети используют и отражают в связанном смысле практически все части речи. Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Организация экспериментальной работы по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии
Научный эксперимент по формированию целостного мировоззрения проходил на базе средней школы №39, где в экспериментальную и контрольную группы были взяты ученики 10В математического класса. Одним из условий эффективности формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии является оп ...

Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей. Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики : · Принцип ненанесения вреда. · Принцип приоритета действительной ...

Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным творческим ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru