Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно новому уровню развития социальной педагогики и социальной работы: от отдельных очагов передового опыта к государственному решению проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения.
Социальный работник – единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Н. М. Платонова отмечает, что в настоящее время подготовка социальных работников в учреждениях образования предусматривает более 26 специализаций.
П. А. Шептенко и Г. А. Воронина выделяют наиболее распространенные из них: социальный семейный педагог или работник семейного профиля; общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник; специалист по социальной работе с детьми и молодежью; специалист по организации культурного досуга; валеолог, специалист по охране здоровья, медицинский социальный работник; социальный эколог; социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости; социальный педагог-дефектолог; школьный социальный педагог и др.
Заявляя о необходимости радикального преобразования социальной сферы в интересах человека, государство рассматривает социально-педаго-гическое образование в качестве основного механизма реализации социальной политики, возлагая на социального педагога высокую миссию посредника с целью реального осуществления различных направлений социальной политики. На деле социально-педагогическое образование развивается самостоятельно как хаотическая система – от одной точки бифуркации до другой в зависимости от инициативы образовательных учреждений. Социальный статус социального педагога в обществе чрезвычайно низок. Этот статус определяется отношением к нему государства как специалисту, уровнем оплаты его труда по сравнению с другими категориями педагогических работников.
Вместе с тем сегодня под влиянием социокультурных факторов меняется характер взаимоотношений между личностью и коллективом, наконец, между личностью и личностью, что создает для социального педагога совершенно новую, более сложную ситуацию. В условиях, когда в обществе разрушаются ценностные отношения, гуманистический потенциал социально-педагогического образования снижается. В таких условиях существенно осложняется возможность гуманизации и педагогизации среды жизнедеятельности человека, его социализация. Реализация профессионально-коммуникативных задач социально-педагогического образования, ориентированных на построение стратегии каждого микросоциума, становится важной, но весьма трудно выполнимой задачей.
Знания, умения, навыки, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин, являются ценными для будущих социальных педагогов. При работе с клиентом специалисту приходиться учитывать множество факторов и условий для выбора методов воздействия на клиента. Делать это он должен профессионально грамотно, так как работает с людьми, а, значит, должен проявлять высокий уровень профессионализма.
Динамика социального развития свидетельствует о возрастающей роли социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе.
Однако развитие сдерживается отсутствием профессионально подготовленных кадров, социально ориентированных на социально-педагогичес-кую работу. Функции социального педагога растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, функционально крайне слабо связанными между собой.
Развитие и становление института социальных педагогов как новой структуры – процесс трудный и сложный. Этот институт остро нуждается в квалифицированных специалистах. И хотя таких специалистов сегодня готовят во многих вузах, в силу экономических трудностей «рабочее место» социального педагога еще не оформилось как массовое явление, а в организациях, где работают социальные педагоги, они сталкиваются с массой трудностей, что мешает новой структуре эффективно функционировать.
Работа социального педагога – это ежедневная проверка на «профессиональную прочность». При подготовке людей этой профессии очень полезно знать проблемное поле их деятельности. Специалист образовательного учреждения действует в предлагаемых условиях школьной жизни и вне пределов школы. Как показывает анализ литературы, образовательная система каждого учреждения имеет свои ценностно-смысловые ориентации. Предполагается, что социальный педагог обеспечивает развитие социальных ориентиров в педагогическом процессе. Ведущим условием успеха в должностном самоопределении и в профессиональной деятельности начинающего социального педагога является соответствие их содержания уже сложившейся ориентации школы.
Еще о педагогике:
Методы и приёмы обучения стойке на голове с согнутыми ногами
1. Показ стойки на голове с согнутыми ногами. 2. Рассказ о способе принятия стойки на голове с согнутыми ногами. 3. Обучение стойке на лопатках на полу. 4. Обучение вису прогнувшись на гимнастической стенке. 5. Обучение упору стоя на голове и руках с опорой коленями о локти. 6. Обучение стойке на г ...
Определение исходного уровня развития лидерских качеств детей
подросткового возраста
Гипотеза будет изменена!! В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: театрализованные игры будут являться средством эффективного развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условиях: ненасильственность общения; положительный характер обратной связи; неконкурентный ...
Функции оценки
Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося. В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявл ...