Дидактическому аспекту организации контроля вообще посвящено много работ. Среди авторов, уделивших значительное внимание указанному вопросу, Е.И. Перовский. Б П. Еснпов. М.А, Данилов,Т.А. Ильина, Ю.К. Бабанский. В.П. Беспалько, Е.Л. Белкин. И.Я. Лернер, Р.Ф. Крнвошапова и О.Ф. Силютина, С.И. Руновский, Э.А. Красновский и Т.Л. Коган и другие.
Для разрешения задачи, сформулированной нами, целесообразно более углубленно рассмотреть работы тех дидактов, которые подходят к организации контроля как к организации системы. О том, что в принципе целесообразно рассматривать проблемы контроля как проблемы системы контроля, можно судить по ряду публикаций современных дидактов.
По мнению В.А. Северцева необходимо существенно упорядочить арсенал форм и методов контроля знаний с единых организационно-методических позиций. Автор считает, что это позволит преодолеть не только характерную ситуацию, когда богатство форм и методов не только не способствуют повышению эффективности проверки знаний, но и может служить причиной снижения ее дидактической ценности. Главное, чем обусловливается подобная ситуация, это отсутствие единого, разработанного с общих педагогических позиций и обеспечивающего преподавателю надёжные ориентиры подхода к контролю знаний и использованию его результатов. В.А. Северцев так характеризует суть нынешнего этапа - чтобы от в известной мере стихийного, опирающегося на опыт отдельных преподавателей подхода к решению вопросов организации и методики проверки и оценки знаний перейти, наконец, к чёткой, научно обоснованной постановке контроля как важного звена в единой системе управления качеством подготовки специалистов.
А.П. Фомичева, исследовав причины низкой успеваемости, обосновывает индивидуально-тематическую систему контроля и диагностики знаний студентов. Она считает, что эффективность функционирования системы обучения обеспечивает применение не любого контроля, а только того, который в соответствии с принципами кибернетики обладает свойствами информативности, объективности и избирательности, полноты и массовости, своевременности, а также экономности.
Соображения автора в пользу выбора индивидуально-тематического контроля знаний учащихся как средства для управления познавательной деятельностью сводятся к следующему. Ссылаясь на теорию автоматического управления, она пишет, что обратная связь обладает управляющими свойствами, если она осуществляется непрерывно для непрерывных систем, или дискретно через промежутки времени, длительность которых меньше длительности переходных процессов в управляющей системе, если она дискретна.
Таким образом, считает автор, с позиций и кибернетики, и психологии осуществление контроля, т.е. включение обратной связи, следует приурочивать к каждому концу такого периода усвоения нового материала и с таким расчётом, чтобы у учащегося имелась бы реальная возможность внести в эти знания соответствующие коррективы до момента получения очередной порции учебной информации. Очевидно, содержание каждой такой порции-фрагмента учебного материала и должно служить основой для проведения контроля знаний учащихся. Автор доказывает, таким образом, что научно обоснованный контроль должен быть индивидуально-тематическим, когда контролем и, соответственно, управлением будет охвачен каждый обучаемый по каждой учебной теме.
В исследовании В.Л. Рысс, проведённом на материале учебного предмета химии, в зависимости от трёх групп целей обучения и контроля - частнометодических, общеметодических и дидактических, - предлагаются и три структуры представления результатов при контроле за овладением тем или иным учебным материалом. Это также попытка научно обосновать необходимость внедрения в учебный процесс системы контроля, когда цели этапов обучения автор пытается привести в соответствие с целями контрольных процедур.
Приведенный обзор работ, посвященных контролю в учебно-воспитательном процессе, анализ взглядов видных психологов и дидактов.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по математике. Во – вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
Еще о педагогике:
Психолого – педагогические и методические основы изучения интеграла в
школьном курсе математики
Необходимость изучения интеграла в школе характеризуется тем, что: если изучать только производную, но не изучать интеграл, то цикл анализа одной переменной не будет завершен; в приложениях (в том числе в физике) гораздо чаще, чем задачи на вычисление производной, её применение, используются задачи ...
Методы стимулирования
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стим ...
Типичные методические ошибки учителя при работе с текстовыми задачами
Ошибка 1. Пропуск этапа анализа условия задачи. «Прочитайте условие задачи. Кто пойдет к доске?» – такое часто можно видеть на уроке. И сразу начинается оформление решения. Этап анализа отсутствует и в некоторых учебниках, и в решебниках. Учителя не всегда сами понимают, зачем нужно проводить этот ...