Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»

Статьи о педагогике » Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе » Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»

Страница 1

Экспериментальная работа осуществлялась в Сартамской начальной школе В экспериментальном исследовании приняли участие дети, обучающиеся 3 и 4 класса.

Цель опытно-экспериментальной работы: проверить уровень развития самостоятельности и степень усвоения учебного материала с помощью самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

Констатирующий

Формирующий

Контрольный

Цель констатирующего этапа: диагностика исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках окружающего мира.

Провести анкетирование для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе

Выяснить, какой класс более успешен по уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале. Выяснить, какие трудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какие умения и навыки сформированы лучше, для этого необходимо ознакомиться с итогами прошедшей фронтальной самостоятельной работы.

Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности, учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа.

После проведения анкетирования были получены результаты, представленные в таблицах, на основании которых была составлена Гистограмма № 1 отношения к самостоятельной работе:

Гистограмма № 1

По результатам Гистограммы №1 видно, что отношение к самостоятельной работе в обоих классах практически одинаковое. В основном учащиеся относятся положительно к проведению самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира».

Большинство учащихся 3 класса отдают предпочтение выполнению упражнений, подготовке докладов и методу работы с дополнительной литературой. В 4 классе выделяют метод работы с учебником и работе с таблицами и рисунками.

Многие учащиеся из обоих классов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.

В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.

При выполнении заданий среднего уровня сложности большинство учеников проявляют себя активно, но, сталкиваясь с трудностями, они заходят в тупик и не могут предложить нужного решения - следовательно, в данных классах умения применять знания в знакомой ситуации и умения применять знания в незнакомой ситуации находятся на среднем и низком уровне - соответственно.

Далее была изучена общая успеваемость в 3 и 4 классе. Как показало наблюдение у учащихся данных классов средний темп деятельности и учитель мало отводят времени для использования самостоятельной работы на уроке, которую можно было бы оценить. В основном учащиеся работают с учебником, делают домашние задания, готовят доклады, выполняют рисунки. Этими видами самостоятельной деятельности ограничивается предмет «Окружающего мира». Данная ситуация наблюдается в обоих классах. Однако, как выяснилось из анкеты, ребята относятся к самостоятельным работам весьма положительно. Успеваемость по предмету «Окружающий мир» 3 и 4 класса следующая: в 3 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, остальные имеют хорошие результаты. В 4 классе по предмету «Окружающий мир» успевают 3 отличника, а у остальных средние результаты.

Цель формирующего этапа: проверка комплекса разработанных самостоятельных работ при изучении дисциплины «Окружающий мир».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Принцип систематичности и последовательности
Этот принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способ ...

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...

Особенности развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: - раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»; - раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников; - раскрытие особенности развития внимания первоклассников. Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru