Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века. В разные исторические периоды естествознание и методика его преподавания проходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение», «Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впоследствии в свете интеграции естественной и социальной картины мира он был расширен до «Окружающего мира». Важность этого решения Министерством образования РФ определяется тем, что «Окружающий мир» - курс интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка.
В настоящее время в рамках традиционной системы действуют несколько альтернативных программ курса «Окружающий мир», содержание которых соответствует государственному стандарту. Например: «Природа и люди» (З.А. Клепинина); «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченков, И.В. Потапова); «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан); «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, В. Д. Шилин); «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов и др.); «Человек и окружающая среда» (Л.П. Симонова-Салеева); система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом» и интегрированная «Мир вокруг нас» (А.А.Плешаков).
Одной из программ курса «Окружающий мир» является УМК «Начальная школа XXI века». Курс «Окружающий мир» разработан для четырехлетней начальной школы в системе обучения, направленного на общее развитие личности младших школьников. Содержательной целью курса является формирование у учащихся широкой целостной научной картины мира, которая постепенно обогащается за счет познания от класса к классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Задачами курса являются: развитие кругозора, любознательности, мышления младшего школьника, воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование основ экологического воспитания, элементов гражданского самосознания.
Система учебных курсов «Окружающий мир», реализующих задачу общего развития младших школьников в рамках четырехлетней начальной школы, обеспечена комплектом программ, учебников и пособий.
Следует иметь в виду качественно разные уровни в раскрытии программных тем для учащихся 1 и последующих классов. Для первоклассников - это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для учащихся 2—4 классов это уже уровень понятийных знаний, выявления закономерных связей природных явлений, практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов на основе наблюдений.
Более подробно рассмотрим учебные пособия Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» («Начальная школа XXI»). Н.Ф. Виноградова в своем пособии «Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы» рассматривает самостоятельную работу младшего школьника как следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Автор считает, что организуемая и управляемая учителем учебная работа школьника должна выступать в качестве определённой присвоенной им программы его самостоятельной деятельности. Программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
Рассматривая более подробно методическое пособие Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы» можно сказать, что одним из вариантов самостоятельной работы является письменный опрос учащихся, который является одним из форм итогового контроля. Данный контроль проводится с целью оценки результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Н.Ф.Виноградова считает, что на проведение самостоятельной работы на уроке потребуется 10-15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
На уроках окружающего мира целесообразно проводить короткие (5- 10 минут) опросы с целью уточнить и закрепить знания. Эти работы не обязательно оценивать отметкой (особенно в случае плохого выполнения), их основная функция — тренировочная.
Еще о педагогике:
Аппаратное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор технических устройств. В зависимости от выполняемых функций все устройства можно разделить на следующие группы: обработки информации; хранения информации; ввода информации; вывода информации; передачи информации. Процессор - устройство, пре ...
Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса
Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает Жураковский, контроль за воспитанием обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контро ...
Разработка и реализация управленческих решений в системе дошкольного
образования
Управлять дошкольным образованием – это значит целенаправленно воздействовать на управленческую систему дошкольного образовательного учреждения, а через нее – на воспитательно-образовательный процесс, для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста. Согласно теории упр ...