Учебной программой уделяется большое внимание обучению учащихся станочным операциям и сообщению им начальных общих сведений о машине. Это не случайно. Во-первых, одна из главных задач трудового обучения в V—VII классах состоит в том, чтобы дать учащимся правильное представление о характере современного общественного производства и о путях его дальнейшего развития. Наиболее показательным в этом отношении является замена ручного труда механизированным и автоматизированным. Поэтому было бы недопустимым ограничиться ознакомлением учащихся только с ручной обработкой материалов.
Во-вторых, опрос учащихся показывает, что многие пятиклассники на основании жизненного опыта имеют представление о машине, механизме, детали. Это свидетельствует о том, что сама жизнь требует ознакомления учащихся V—VII классов с элементами машиноведения на научной основе, что важно для усиления политехнической направленности образования.
В-третьих, начиная профессиональное обучение в VIII классе, учителю значительно легче будет обеспечить формирование новых понятий, если он сможет опереться на знания учащихся об устройстве какой-либо конкретной машины, приобретенные в V—VII классах.
При обучении учащихся станочным операциям и при ознакомлении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудового обучения, ставятся следующие основные задачи:
раскрыть преимущества машинного труда по сравнению с ручным;
познакомить с общим устройством сверлильного, токарного и фрезерного станков и дать на этой основе представление о технологической машине;
сформировать основные понятия о детали, механизме, машине. Дать представление о классификации машин;
обучить работе на деревообрабатывающих и металлорежущих станках. Дать представление об обработке материалов снятием стружки;
познакомить на базе деревообрабатывающих и металлорежущих станков с типовыми деталями машин, видами их соединений и механизмов;
познакомить с процессом разборки и сборки машин и отдельных сборочных единиц.
Учебной программой по труду в V—VII классах по соображениям дидактики на обработку материалов вручную отводится больше времени, чем на обработку материалов на станках. Чтобы у учащихся не сложилось на этом основании неправильное представление о главенствующей роли ручной обработки материалов в условиях современного промышленного производства, учитель должен дать учащимся понятие о преимуществах машинного труда и показать его место в народном хозяйстве. Для этой цели обработка материалов на станках сопоставляется с обработкой материалов вручную по показателям, которые позволяют убедиться в ее преимуществе, а именно: производительность труда, точность обработки, трудоемкость процесса изготовления детали.
Раскрывая преимущества машинной обработки материалов по сравнению с ручной, следует в то же время предостеречь учащихся от недооценки значения слесарной и столярной профессий для народного хозяйства. Поэтому учитель, с одной стороны, подчеркивает, что ручная обработка не утратила и еще долго не утратит своего самостоятельного значения, а с другой стороны, показывает на примерах что, владея приемами ручной обработки, легче научиться работе на станках.
Задачи политехнического образования требуют, чтобы учащиеся имели общие понятия о машине, детали, механизме и т. п. На базе этих понятий можно систематизировать знания учащихся по машиноведению.
В учебно-методической литературе встречаются различные, подчас противоречивые определения понятия «машина». Машина определяется как устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. Усвоить эти понятия учащимся V—VII классов школы не под силу. Поэтому, опираясь на это общее определение, с учетом общего развития учащихся, можно воспользоваться, например, таким определением: «Машиной называется механизм или система механизмов, предназначенная для преобразования энергии или выполнения полезной работы».
Общее определение понятия «механизм» выведено на базе теории механизмов и машин и недоступно пониманию учащихся. В связи с этим можно рекомендовать, например, такое определение понятия «механизм»: «Совокупность деталей, в которой перемещение одной детали (ведущей) вызывает совершенно определенные перемещения остальных деталей этой системы, называется механизмом».
Наконец, определение понятия «деталь» можно рекомендовать в следующей формулировке: «Отдельные части механизмов и машин, изготовленные без сборочных операций, называются деталями машин. Деталью считают часть машины или механизма, состоящую из одного куска материала».
Определения перечисленных понятий изучаются в V—VII классах. Этому предшествует накопление знаний учащихся, так что формирование понятий осуществляется как единый дидактический процесс на протяжении нескольких лет.
Еще о педагогике:
Возрастные особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...
Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная задача социального педагога дошкольного учреждения. Направления деятельности по её реализации определяются задачами ДОУ. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно толь ...
Нейропсихологические механизмы письменной речи
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека, а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма. Формирование функци ...