Данное экспериментальное исследование состоит из четырех частей. В первой части исследования проводилась оценка уровня речевого развития депривированных детей раннего возраста в сопоставлении со схемой системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой и с опорой на показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанные К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой под руководством Н.М. Аксариной (1996). Вторая часть включала обследование состояния слухового внимания и фонематического восприятия депривированных детей раннего возраста. В третьей части исследования проводилось изучение состояния мелкой моторики раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка. В заключительной части исследования было проведено обследование эмоционального состояния депривированных детей раннего возраста.
В целях сравнения эти же методики были применены по отношению к детям второй группы раннего возраста и первой младшей группы массового детского сада №504.
Для успешного решения диагностических задач требуется особая тактика проведения данного обследования. У исследователя не должно возникать сомнения в том, что с ребенком удалось наладить доброжелательный контакт, и что он захотел принять посильное участие в эксперименте, т.е. был достаточно заинтересован. Поэтому следует акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании особых отношений доверия между ним и исследователем.
При оценке состояния речевого развития детей второго и третьего года жизни следует оценивать его исходя из основных линий развития речи, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и двух лет.
Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует его фактическому возрасту. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания для ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего, либо из более младшего возрастного периода.
Проведение исследования.
1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца.
I Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов
1. Материал – три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где…?» – ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.
Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает: «Где…?» При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.
Результаты многочисленных исследований доказывают, что качество социального окружения и состояние психического развития детей в Домах Ребенка требует глубокого анализа и соответствующих изменений.
Грамотный подход к воспитанию и развитию детей-сирот раннего возраста – основа их дальнейшего благополучия. Очень важно так построить развивающую среду, окружающую ребенка на данном жизненном этапе, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. При недостаточном коррекционно-развивающем воздействии ребенок не приобретает соответствующих его возрасту новообразований, все больше отдаляясь от сверстников.
Еще о педагогике:
Формы дислалии
В зависимости от локализации нарушения и причин обуславливающих звукопроизношения выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую). К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляцион ...
Характеристика детского творчества
Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью. Детское творчество - сознательное отраж ...
Сущность и элементы здорового образа жизни
Существует более 300 определений понятия «здоровье». По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» . Физическое здоровье: - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физи ...