Роль взрослого в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Роль взрослого в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка

Предметная среда, окружающая ребенка, даже организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает ее понятной и доступной для малыша.

Окружающие взрослые должны максимально использовать присущую раннему возрасту пластичность центральной нервной системы, способность к компенсации нарушенных функций для преодоления имеющихся у ребенка проблем. Только взрослые (будь то воспитатели, няни, логопеды, медицинские работники), окружающие воспитанников дома ребенка, ответственны за то, насколько гармонично организована окружающая предметная и социально-коммуникативная среда, правильно выбраны методы развития познавательной деятельности ребенка, его речевой функции, эмоционального мира с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Огромное значение при работе с воспитанниками домов ребенка, имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят чрезвычайно интимный характер. Работа с данной категорией детей требует от взрослого исключительной чуткости, умения почувствовать его потребности, желания и переживания.

Особые требования предъявляются к речи взрослых. Она должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время общения ребенок мог видеть как движения губ, так и тот объект, о котором идет речь.

Логопедическая помощь по отношению к детям раннего возраста (особенно второго года жизни) очень часто является косвенной, то есть направлена не непосредственно на ребенка, а на людей, окружающих его. Для устранения небольшой задержки речевого развития воспитанников домов ребенка нередко достаточно грамотно проинструктировать персонал, подчеркнув важность постоянного эмоционального общения с ребенком во время игр, режимных моментов.

Однако, большинство детей домов ребенка в связи с наличием мозговых расстройств, нуждается в прямой логопедической помощи. Но и в этой ситуации персонал домов ребенка – воспитатели, няни, проводящие с детьми большую часть времени, играют не менее важную роль, нежели логопед. Они должны получить развернутую консультативную помощь, позволяющую понять, каким образом организовывать свое повседневное общение с ребенком, учитывая специфику нарушения, как создать максимально стимулирующую речевую функцию развивающую среду.

Как справедливо заметила Е.И. Винарская, «каждый случай госпитализма – это обвинение в невежестве, бездушии и формализме воспитывающих ребенка взрослых».

Еще о педагогике:

Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях
В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать ...

Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
Самостоятельность в педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действо ...

Исследование эффективности индивидуального подхода в преподавании генетики
Данной исследование эффективности индивидуального подхода в преподавании генетики было проведено в школе № 39 г. Красноярска на примере двух 11-х классах, один из которых был контрольный 11 «А», а второй экспериментальный 11 «Б». Классы были выбраны случайно. При контроле исходного уровня, знания п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru