Всё больший интерес представляет сейчас дистанционное образование и возможности использования сети Интернет. Современные компьютерные средства обучения позволяют углубиться в мир астрономии, понять свою значимость в мире и представить целостную картину мироздания. С точки зрения способов предоставления информации используемые в системе дистанционного образования технологии делятся на категории: не интерактивные технологии (печатные материалы, аудио- и видеокассеты, телевизионные передачи, в том числе передачи кабельного и спутникового телевидения), средства компьютерного обучения, видеоконференции.
Средства компьютерного обучения рассматривались нами ранее (глава1, параграф 1.2.2). Здесь мы выделим работу Е.В. Кондаковой «Дидактические основы конструирования методической системы преподавания астрономии в общеобразовательной школе», которая может быть полезна для учителей астрономии и студентов пед вузов, т.к. в ней описаны известные программы по астрономии и методики их использования в учебном процессе, например, англоязычную программа ''Astronomy Lab'', позволяющая моделировать солнечные и лунные затмения, движение планет, спутников, определять даты событий космоса, создавать графы, иллюстрирующие некоторые астрономические концепции.
Большую ценность представляет Internet-программа "Открытый Колледж", осуществляющая образовательную деятельность по всем общеобразовательным дисциплинам. Раздел "Открытого Колледжа" по астрономии объединяет содержание разрабатываемого учебного компакт-диска "Открытая Астрономия 2.0" и индивидуальное обучение через Internet. Научными консультантами раздела ''астрономия'' являются Сурдин В.Г., Гомулина Н.Н.
Здесь можно посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (учебник), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (модели), посетить виртуальный планетарий. Раздел ''астрономия'' в ''Интернет'' содержит обзор Интернет - ресурсов по астрономии и постоянно обновляется. В Системе Дистанционного Обучения (СДО) учащиеся могут получать индивидуальные контрольные вопросы для самопроверки, которые генерируются с учетом темы и желаемого уровня сложности. За успехи начисляются очки. Ведется постоянный мониторинг успехов каждого. При желании ученики могут получить электронные консультации ведущих педагогов и ученых России, которые будут отвечать на различные вопросы. Программный модуль "Планетарий" разработан компанией ''Физикон''. Он способен показать вид звездного неба в любом направлении из любой точки земного шара в любой момент времени. Планетарий также показывает местоположение планет, комет, крупнейших астероидов, важнейших туманностей и галактик. При разработке программы использованы материалы, предоставленные Александром Завалишиным из Воронежа - автором известной программы StarCalc.
Гомулина Н.Н выделяет два основных типа дистанционных уроков. Первый тип урока - это когда и учитель, и ученики находятся в разных местах, а ресурсы дистанционного урока где-то находятся также на удаленном сервере. Второй тип урока - это когда и учитель, и ученики, находятся в одном помещении, а ресурсы Интернет - удалены от них. При этом учитель видит, что делают ученики на уроке и может влиять на учащихся, направлять их поисковую деятельность.
Авторы приводят примеры двух дистанционных уроков по астрономии, при этом один из уроков - проведение лабораторной работы "Солнечная активность", второй - изучение новой темы "За пределами Нашей Галактики". Они содержат прописанные цели и задачи урока, поэтапное планирование действий, теорию по теме, ход работы, ссылки на источники в Internet и на параграфы учебников, фотографии объектов и комментарии к ним. Такое описание урока способствует полному усвоению материала, углублению знаний, совершенствованию навыков работы в Internet .
Кроме названных средств в среде Internet есть так называемые интернет-форумы, где есть специалисты космологи или кто-то, кто может непосредственно у них проконсультироваться. Это хорошо известный форум журнала Звездочет, форум Русского Переплета и форум Scientific.ru. Последние два созданы профессиональными физиками и астрофизиками, поэтому на них можно попытаться найти ответы на очень широкий круг вопросов, касающихся современной науки. Форум Звездочета, как и форум на сайте Starlab.ru, содержат много полезной практической информации для астрономов-любителей. Самые развитые на сегодняшний день средства телекоммуникаций по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям – видеоконференции, которые позволяют проводить семинары в небольших группах, индивидуальные консультации. Такие конференции предполагают передачу звука и нескольких изображений в нескольких частях экрана монитора.
Еще о педагогике:
Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
Многочисленные исследования специалистов показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания ...
Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании
В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических ...
Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...