Наиболее близким психическим образованием в отношении смысловой сферы является мотивация. И мотивы, и смыслы внутренне детерминируют поведение личности, однако устойчивость и глубина их различны. В определенной степени можно утверждать, что смысловые образования и мотивы находятся в иерархически соподчиненных отношениях (мотивы как более низкий уровень).
Динамика изменений смысловой, мировоззренческой сферы тесно связана с жизненным путем личности. Она проявляется в направленности, жизненных планах и целях личности.
В определенной иерархической связи с мировоззрением находится не только ценностно-смысловая, но и мотивационная сфера личности, которая выступает по существу как ее социально-психологическая характеристика, означающая единство личностных и ситуационных особенностей.
Мотивация в отличие от мотивов объясняет жизненный путь, направленность и цели личности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные интересы и устремления человека.
Зная, что ведущими деятельностями в ранней юности являются учебно-профессиональная и интимно-личностная, мы используем ориентировочную методику, предложенную О.В. Ерёмкиной, «Мотивация учения у подростков» для изучения характера и выраженности учебной мотивации у старшеклассников. Методика позволяет получить достоверные результаты, так как она основана на идее, что учебные мотивы школьников могут быть подразделены на два основных вида:
Познавательные:
широкие познавательные, отвечающие за общее стремление познать мир, узнать новое;
учебно-познавательные, определяющие направленность на учёбу как способ познания себя и мира, понимание, осознание и построение чёткой структуры происходящего (в учебной деятельности и во внутренних психических процессах);
мотивы самообразования (самый высокий уровень развития), определяющие степень осознания собственного «Я» как развивающейся и динамичной личности, возможности конструирования будущего и осознания своих устремлений как глубокое понимание предназначения человека (направленность на себя).
2. Социальные:
широкие социальные, отвечающие за общее стремление старшеклассника быть полезным обществу, в котором он живет, и найти своё место в нём;
позиционные, определяющие зависимость школьника от окружающих людей в стремлении учиться и познавать мир и стремление его получить одобрение окружающих;
мотивы социального сотрудничества (самый высокий уровень развития), определяющие степень осознания сотрудничества своего «Я» и «Мы» других людей, выявляющие стремление помогать другим людям ради общего блага (направленность на других).
Для оценки степени выраженности предельных видов мотивации учения мы использовали такие критерии оценки: 18-20 баллов – сильно выраженная мотивация, 15-17 баллов – средняя выраженность мотивации, 12-14 баллов – слабая выраженность мотивации, менее 12 баллов – отсутствие учебного мотива.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни», смысла жизни.
С помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича можно осуществить социально-психологическую диагностику ценностно-смысловой и мотивационной сферы, направленности и целей личности. Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей, различаемых на два класса:
Еще о педагогике:
Методика коррекции оптической дислексии
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и ...
Мультимедийная презентация. Требования к созданию мультимедийной
презентации
Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слух ...
Принцип доступности
Принцип доступности обучения - это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Принцип доступности обучения вытекает из выработанных многовековой практикой обучения требований, с одной стороны, учета закономерностей возрастного развития ...