Диагностика личности школьника

Страница 1

Исследование проводилось на базе ГУО «средняя школа города Бреста». Группа состояла из 6 мальчиков и 7 девочек. Эмпирическое исследование включает в себя: диагностику личности школьника; описание организации и хода эксперимента; итоговой диагностики.

Важную задачу современной школы по воспитанию высоконравственной, духовно развитой личности успешно может выполнить только тот педагог, который владеет умениями и навыками изучения личности ребенка, способен получить и проанализировать информацию о его душевном состоянии, нравственных ценностях, динамике духовно-нравственного роста. При проведении любая методика должна быть адаптирована к тем условиям, в которых она проводится, с учетом возраста учащихся, их психолого-педагогических особенностей.

Исходная диагностика имела целью:

- изучение представлений и суждений младших школьников о понятии “гуманность” (сюда вошла методика «Составление словаря»);

- изучение направленности личности школьника («Веер», «Друг из сказки», «Друг-солнце», «Мои близкие», «Добрый поступок»);

- изучение проявления гуманности у подростков.

Принимая во внимание возраст учащихся (10-11 лет) и их психолого-педагогические особенности, мы воспользовались методиками Т.П. Гавриловой, разработанными на основе сказок, с тем, чтобы вызвать у школьников интерес и желание принять участие в исследовании, стремлении давать искренние ответы.

Учеными доказано, что использование эмоционально окрашенных методик, позволяет создать в коллективе хороший психологический климат, наладить дружеские отношения между педагогом и учащимися, что, в свою очередь, дает возможность получить наиболее достоверную информацию при изучении путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания.

Для изучения представлений и суждений младших школьников о понятии “гуманность”, мы использовали методику «Составление словаря», цель, которой состояла в том, чтобы проверить этическую грамотность младших школьников.

Ученикам было предложено составить свой словарь этических понятий и дать объяснения словам: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность отзывчивость.

Данные опроса показали, что младшие школьники понимают значение исследуемых категорий близко к правильному понятию. Приведем ответы некоторых учащихся: Катя М. “доброта – это когда с тобой обращаются вежливо и хорошо”, только понятие “честность” оказалось наиболее понятным для школьников качеством.

гуманистический нравственный личность школьник

Таблица 1

№ п./п.

Показатели понимания нравственных категорий

Имя, Фамилия ученика

Уровень сформированности гуманности

Сумма баллов

Милосердие

Справедли-вость

Честность

Чуткость

Доброта

1

Алеша Я.

Достаточный

13

2

1

4

2

4

2

Катя М.

Средний

11

0

2

4

2

3

3

Карина В.

Средний

11

2

2

4

1

2

4

Юра Д.

Средний

8

0

1

4

1

2

5

Лиза К.

Средний

7

0

1

4

0

2

6

Сережа С.

Средний

10

1

1

4

2

2

7

Володя Ф.

Средний

7

0

1

4

1

1

8

Наташа Н.

Средний

8

2

0

4

0

2

9

Даша Г.

Средний

8

1

1

4

1

1

10

Женя О.

Средний

6

0

0

4

0

2

11

Слава П.

Низкий

5

0

0

4

0

1

12

Лида Р.

Средний

7

2

1

4

0

0

13

Оля Ш.

Достаточный

13

3

2

4

2

2

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Методы стимулирования
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стим ...

Анализ эмоциональных переживаний, связанных с взаимоотношениями учитель - ученик
Существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражается в цветовых ассоциациях, а цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Исходя из этого мы можем понять внутреннее эмоциональное отношение учеников к учителю и, главное, о ...

Осмысление заголовка как один из приемов понимания текста
Понимание текста есть процесс перекодирования, который позволяет осуществить переход от линейной структуры текста, образуемой последовательностью материальных знаков языка, к структуре его содержания. Понять текст – это значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситу ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru