Исследование проводилось на базе ГУО «средняя школа города Бреста». Группа состояла из 6 мальчиков и 7 девочек. Эмпирическое исследование включает в себя: диагностику личности школьника; описание организации и хода эксперимента; итоговой диагностики.
Важную задачу современной школы по воспитанию высоконравственной, духовно развитой личности успешно может выполнить только тот педагог, который владеет умениями и навыками изучения личности ребенка, способен получить и проанализировать информацию о его душевном состоянии, нравственных ценностях, динамике духовно-нравственного роста. При проведении любая методика должна быть адаптирована к тем условиям, в которых она проводится, с учетом возраста учащихся, их психолого-педагогических особенностей.
Исходная диагностика имела целью:
- изучение представлений и суждений младших школьников о понятии “гуманность” (сюда вошла методика «Составление словаря»);
- изучение направленности личности школьника («Веер», «Друг из сказки», «Друг-солнце», «Мои близкие», «Добрый поступок»);
- изучение проявления гуманности у подростков.
Принимая во внимание возраст учащихся (10-11 лет) и их психолого-педагогические особенности, мы воспользовались методиками Т.П. Гавриловой, разработанными на основе сказок, с тем, чтобы вызвать у школьников интерес и желание принять участие в исследовании, стремлении давать искренние ответы.
Учеными доказано, что использование эмоционально окрашенных методик, позволяет создать в коллективе хороший психологический климат, наладить дружеские отношения между педагогом и учащимися, что, в свою очередь, дает возможность получить наиболее достоверную информацию при изучении путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания.
Для изучения представлений и суждений младших школьников о понятии “гуманность”, мы использовали методику «Составление словаря», цель, которой состояла в том, чтобы проверить этическую грамотность младших школьников.
Ученикам было предложено составить свой словарь этических понятий и дать объяснения словам: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность отзывчивость.
Данные опроса показали, что младшие школьники понимают значение исследуемых категорий близко к правильному понятию. Приведем ответы некоторых учащихся: Катя М. “доброта – это когда с тобой обращаются вежливо и хорошо”, только понятие “честность” оказалось наиболее понятным для школьников качеством.
гуманистический нравственный личность школьник
Таблица 1
№ п./п. |
Показатели понимания нравственных категорий | |||||||
Имя, Фамилия ученика |
Уровень сформированности гуманности |
Сумма баллов |
Милосердие |
Справедли-вость |
Честность |
Чуткость |
Доброта | |
1 |
Алеша Я. |
Достаточный |
13 |
2 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
Катя М. |
Средний |
11 |
0 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
Карина В. |
Средний |
11 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
Юра Д. |
Средний |
8 |
0 |
1 |
4 |
1 |
2 |
5 |
Лиза К. |
Средний |
7 |
0 |
1 |
4 |
0 |
2 |
6 |
Сережа С. |
Средний |
10 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
7 |
Володя Ф. |
Средний |
7 |
0 |
1 |
4 |
1 |
1 |
8 |
Наташа Н. |
Средний |
8 |
2 |
0 |
4 |
0 |
2 |
9 |
Даша Г. |
Средний |
8 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
10 |
Женя О. |
Средний |
6 |
0 |
0 |
4 |
0 |
2 |
11 |
Слава П. |
Низкий |
5 |
0 |
0 |
4 |
0 |
1 |
12 |
Лида Р. |
Средний |
7 |
2 |
1 |
4 |
0 |
0 |
13 |
Оля Ш. |
Достаточный |
13 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
Еще о педагогике:
Методы стимулирования
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стим ...
Анализ эмоциональных переживаний, связанных с взаимоотношениями учитель - ученик
Существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражается в цветовых ассоциациях, а цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Исходя из этого мы можем понять внутреннее эмоциональное отношение учеников к учителю и, главное, о ...
Осмысление заголовка как один из приемов понимания
текста
Понимание текста есть процесс перекодирования, который позволяет осуществить переход от линейной структуры текста, образуемой последовательностью материальных знаков языка, к структуре его содержания. Понять текст – это значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситу ...