Цели и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, направленных к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием “ социального заказа”, на который работала педагогическая наука.

Выход из “прокрустова ложа” такого социального заказа требует изучения, и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей жизни.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная образованность, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью гуманистического воспитания в мировой практике был и остается идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статистическую характеристику личности. Динамическая ее характеристика связана с понятием саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

- Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.

- Оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а так же в осознании ответственности за жизнетворчество.

- Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним.

- Раскрытие общечеловеческих норм гуманистической марали.

- Развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии

- Формирование отношения труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему фонды страны и ее духовный потенциал, которые в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста.

- Развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребность строить и совершенствовать мир, общество и себя.

Еще о педагогике:

Диагностика протекания адаптационного процесса детей шести лет к обучению в школе
Объектом исследования являлись ученики в количестве 20 человек МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района посещавшие подготовительные к школе курсы и зачисленные этим же составом в 1А класс. Результаты обследования представляются в виде количественных оценок, которые получает ребенок за каждое за ...

Педагогический эксперимент
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. В специальной литературе дано следующее определение педагогическому эксперименту: «Педагогический эксперимент – исс ...

Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
Прирост представленных показателей физической подготовленности состояния за время проведения основного исследования следует рассмотреть в отдельности с целью получения более полной информации о полученных результатах исследования. Физическая подготовленность учащихся опытных групп претерпевала опре ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru