Исследовательская работа проходила на базе подросткового туристского клуба "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре.
Педагоги клуба в работе с трудными подростками ставят перед собой ряд задач:
Социализация подростков, а именно: умение работать в команде.
Развитие лидерских качеств
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Развитие экологического сознания подростка.
Работа данного клуба была организована педагогами-энтузиастами, любителями активного туристического отдыха.
Педагоги клуба в своей работе учитывая особенности поведения трудных подростков используют различные методы в работе. Мы объединили их в таб.2
Таблица 2 Социально-педагогические методы
Методы как элемент социального воспитания |
Методы воздействия |
Методы организации социально-педагогического взаимодействия |
Метод мотивирования и приобщения к действию |
Методы, воздействующие на сознание |
Методы целеполагания |
Метод репродуцирования |
Методы, воздействующие на чувства |
Методы ценностного ориентирования |
Метод закрепления и обогащения |
Методы, воздействующие на поведение |
Методы организации деятельности |
Метод содействия и сотворчества |
Методы общения Методы оценки Методы самореализации |
Педагоги, находясь среди своих подопечных, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливают доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом стараются оценивать влияние микросреды, особенно семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в работу. Ведь знания связанные с практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность.
Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.
Следующий принцип, который используют педагоги в своей работе, – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий.
Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в их работе, своевременно выявлять уровни воспитанности учеников, зону ближайшего развития.
Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам педагоги подросткового клуба "Экзотур" объясняют их в упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с подростками и действуют продуманно. Вот, например, в клубе работает Чернышов И.В., который старается уделять больше внимания именно детям с девиантным поведением. Он заранее продумывает план работы с ними, пишет программы проведения мероприятий и выполняет их в определенной последовательности. А в организационных приемах работы, в системе ведения беседы с родителями "трудных" подростков сообщает план беседы, объявляет о переходе к новому виду работы.
Этот принцип обусловлен закономерностями развития мышления подростка. Поэтому теоретический материал, полученный от тур.тренера, считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае, подростки потеряют интерес к происходящему.
Кроме выше указанных принципов, педагоги "Экзотура" в своей работе опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей подростков, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Работники подросткового клуба учитывают возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого подростка. Они выявляют подростков одного возраста, фиксируют их возможности и потребности, после чего объединяют в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех подростков происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных подростков имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого подростка.
Еще о педагогике:
Роль и место физкультурно-оздоровительной работы в школе
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ...
Оптимальная модель процесса обучения учащихся V классов изготовлению
изделий на сверлильном станке
Проведенная нами работа в предыдущих параграфах позволила выявить исходные предпосылки для построения оптимальной модели процесса обучения учащихся V классов изготовлению изделий на настольном сверлильном станке, однако необходимо еще рассмотреть методические аспекты изложения данного вопроса. Разр ...
Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном
учреждении
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых. Для того ч ...