Возрастные особенности трудных подростков

Страница 3

Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие:

1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.

2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.

4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Трудный ребенок – это маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин видно ненормальности, какие-то отклонения в умственном развитии. Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям применять безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы воспитания.

Трудные дети - понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Надо помнить, что трудного ребенка, каким бы он ни был, мы должны поставить на дорогу гражданской, трудовой, духовной жизни.

Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). Трудному подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее, присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для трудных подростков.

Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного анализа особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных детей есть прежде всего своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок является недостаточное внимание к мотивам поступков и поведения трудных подростков.

Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе он не мог поступить.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр
В контрольной группе продолжалось обучение по программе. В экспериментальной группе проводится формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать исследовательскую работу по формированию у старших дошкольников ...

Историко-педагогические предпосылки гуманизма в воспитании
Гуманизм развивался в разные эпохи, начиная с античности и продолжается до сегодняшнего дня, но особенное развитие он получил в эпоху Возрождения. Т.к. название эпохи - Возрождения - означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основаниях. Ее называют также эпохой ...

Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru