В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Но среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появив-шемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие. Корнями эта цель уходит в античные философские учения.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает “человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.
Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание, могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:
усвоение определенного объема научных знаний;
формирование научного мировоззрения;
развитие умственных сил, способностей и дарований;
развитие познавательных интересов;
формирование познавательной активности;
развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и специальной подготовки.
Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.
Физическое воспитание - управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
Еще о педагогике:
Устаревшие слова как один из пластов русской лексики
Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание исследователей языка. Понятия «лексика» и «лексикология» наиболее подробно раскрыты Д.Н. Шмелевым . Лексикой называют словарный состав языка, причем слова в этом случае имеют в виду в их индивидуальных (лексических – в противоположность г ...
Психолого-педагогические основы применения технических и мультимедийных
средств обучения
Современные ТСО и мультимедийные средства имеют для воплощения принципа наглядности широкие возможности, которые необходимо реализовать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения. Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно бол ...
Понятие лексикона и его организация
Существуют различные подходы к определению лексикона. Динамика подходов к определению лексикона индивида в значительной мере соотносится с общими тенденциями развития психолингвистики и других наук о человеке. В психолингвистических работах 60-60-х годов ХХ века на развитие представлений о лексикон ...