Интенсификация обучения: сущность и содержание

Статьи о педагогике » Методическая система и интенсивные технологии обучения » Интенсификация обучения: сущность и содержание

Страница 2

- соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента; этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;

- ускорение индивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.

В процессе реализации поставленных задач в работе были рассмотрены основные методические системы современного обучения: репродуктивная, догматическая, сообщающая, развивающая, программированная, проблемная, задачная, продуктивная, проективного обучения, контекстного обучения, имитационная и информационная. Методическая система представляет собой общую направленность обучения. В чистом виде в реальных условиях методические системы не существуют. Это абстрактные модели, которые необходимы для уяснения структуры, характера и возможностей каждого вида обучения. В реальных системах обучения выделенные типы и соответствующие им методы обучения применяются в определенных комбинациях, сочетаниях, взаимодополняют друг с друга. При этом какой-то тип остается ведущим, доминирующим, а остальные элементы дополняют и обогащают его. Каждый из методов и методических систем имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Не существует и, очевидно, не может существовать универсального метода или методической системы обучения. Обучение всегда строится на определенной композиции методов с учетом конкретных целей, условий и обстоятельств обучения.

Понятие «технология обучения» по своему содержанию уже понятия «методическая система». Технология обучения как особое направление в дидактике дала толчок созданию обучающих систем и пакетов документов, в которые входят цели и содержание обучения по определенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Поскольку современные технологии ориентируются на использование компьютера в обучении, то основу пакета документов составляет программный продукт. Технология обучения стимулирует также процессы развития информационных технологий в образовании и их внедрения.

Интенсификация обучения как передача большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний считается одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Таким образом, традиционная технология обучения (от знания к умениям) может и должна быть дополнена новыми интенсивными технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Понятие «интенсивные технологии обучения» можно понимать как совокупность принципов, этапов, способов, инструментов и систем последовательного управления процессами обучения с целью передачи большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Интенсивные технологии обучения должны мобилизировать познавательный и творческий потенциал обучающейся личности.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Дидактические игрушки и игровые материалы
Основополагающую роль в познании окружающей среды для ребенка раннего возраста играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Как отмечает Л.Н. Павлова, «развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рацио ...

Порядок выключения компьютера
После того, как работа за компьютером завершена, его нужно выключить. И делать это нужно аккуратно и правильно. Чтобы выключить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) завершить выполнение всех работающих прикладных программ. Если этого не сделать, то программы будут зав ...

Диагностика и методика ее осуществления
После применения мониторинговых методик и проведения эксперимента наступает следующий этап исследования – диагностика. Разговор о диагностике творческого развития личности уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos – способный распозн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru