Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания

Страница 1

Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали и древние греки, произведения искусства, которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются условия дл развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойства предметов, которые предстоит передавать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Особенно, хочется, остановится на развитии у детей чувства цвета и ритма.

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве, и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорирует его.

Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.). Широко распространено мнение, что дети яркие цвета и сами используют их как средство выразительности.

Педагогический опыт показывает, что эту особенность можно отнести лишь к отдельным детям. В массе своей младшие дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению изображения и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть карандаш (краски) разного цвета, не вызывает у детей желания применить их. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей восприятие цвета, чувство цвета. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформировать представление о цвете предметов как их необходимом, а вместе с тем в ряде случаев меняющемся свойстве.

Содержание и методика развития цветового восприятия детей. Усвоения ими цветовых эталонов – спектра, усвоения знаний о цветах, оттенках и способах их получения, Обучения передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных группах, начиная со второй младшей, были разработаны в результате исследований по сенсорному воспитанию и по декоративному творчеству. Они показали, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплой и холодной гаммах спектра. Они овладевают умением высветлять цвета, и получать более светлые и более насыщенные оттенки. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при создании изображений.

У детей дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи), в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности [20].

Цветовое восприятие и представления о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях .

Большое значение придается материалам, которые используются детьми в играх и занятиях. Даже в детском саду дети имеют в своем распоряжении материалы (бумагу, карандаш, разнообразные мелки и т.п.) до ста цветов и оттенков. Особенно интересным в этом отношении нам показалось использование цветовой перфорированной бумаги многообразных цветов и оттенков. Манипулируя листами этой бумаги, накладывая их один на другой, дети получают разнообразные цветосочетания, видят возможности цветообразования.

Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях, является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления – в процессе рисования, т.е. в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Онтогенетический экскурс в историю преподавания астрономии
Совершим небольшой исторический экскурс в древность этой науки и проследим развитие её преподавания в онтогенезе человечества. Научные источники почти ничего не сохранили о системе преподавания астрономии в школе, и во многих изданиях мы встречаем начало появления этой науки с Древней Греции. Но, и ...

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...

Сложные случаи анализа ошибок
Для правильной трактовки специфических ошибок логопеду следует возможно более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда обнаруживаются явственно. Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться по разным ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru