Анализ психолого-педагогической литературы по эстетическому воспитанию

Статьи о педагогике » Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности » Анализ психолого-педагогической литературы по эстетическому воспитанию

Страница 1

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

Идеи эстетического воспитания зародились и глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла и основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

Существует множество определений понятия – эстетическое воспитание, но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, – это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

Во-вторых, задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в четверых – развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое воспитание служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений.

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического воспитания М.М. Руковицин, который считал, что целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Эта цель так же отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Г.С. Лабновская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути.

Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Понятие пространственного мышления
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев обоснованно считал, что "жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным во ...

Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса
Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает Жураковский, контроль за воспитанием обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контро ...

Работа за компьютером с помощью меню
При работе с программой пользователю часто бывает необходимо подать ей определенную команду, выбрать необходимый режим работы или осуществить какое-либо действие. Для передачи команд программе графический пользовательский интерфейс включает систему меню и панелей инструментов. Меню - это набор пунк ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru