Формирующий эксперимент проводился с 4 февраля по 2 марта 2008 года. В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества.
Первое условие - учёт опыта детей, который они приобрели.
Мы остановили свой выбор на организации кружкой работы, где дети создавали оригинальные работы. Мы старались в каждом занятии использовать игровую мотивацию для поддержания интереса и высокого уровня работоспособности у детей. Работа строилась на основе создания, в основном, асимметричных композиций, поэтому мы в работе с симметричной композицией ограничились занятием по истории создания орнамента: его источниках, функциях, практической значимости и процессе стилизации.
Вторым условием выступило создание блока творческих заданий.
Блок включает в себя восемь занятий:
1. "История возникновения орнамента".
2. "Колпак фокусника".
3 - 4. "Коллаж "Сюжетная композиция".
5 - 6. "Коллаж "Натюрморт".
7. "Передай настроение героя".
8. "Буквицы".
На выполнение работ в технике коллажа нам потребовалось по два занятия на тему, потому что у детей был слабо сформирован навык вырезания, поэтому много времени они расходовали на подготовку материала к своей композиции.
В процессе составления блока заданий мы использовали задания обучающего и творческого характера с учётом разных этапов усложнения творческих заданий. Но обучающие задания тоже несли в себе творческий характер, следовательно, не было заданий, направленных только на обучение. В любом из предложенных заданий упор делался на создание оригинального образа.
Занятия образовательного уровня мы использовали с целью ознакомления с орнаментом, обучения способам построения асимметричной декоративной композиции, потому что в творческих заданиях требовались знания основных понятий и определённых способов построения композиции, свободно располагающейся на плоскости. Творческий уровень проявлялся с самого начала наших занятий: сначала мы работали с готовым материалом, выполняя коллаж, выбирая самостоятельно элементы композиции, подбирая форму, компонуя элементы на форме и подбирая, по возможности, цветовую гармонию. На последующих занятиях дети уже работали, придумывая собственный сюжет и закрепляя полученные навыки работы, то есть дети создавали свою собственную композицию с учётом формы, размера и цвета элементов, правил уравновешивания композиции и учётом формы листа. И, наконец, детям было предложено работать в цвете, передавая сначала настроение, характер героев сказки, а затем оживляя знакомые им буквы. Дети старались соблюдать цветовую гармонию, размер и форму цветового пятна, правильно и красиво располагать элементы на свободной плоскости листа. В процессе освоения детьми асимметричной композиции у них возникали некоторые трудности, связанные с её уравновешиванием. Проблемы, связанные с цветовой гармонией, возникали чаще, поскольку не все дети чувствовали цвет, не имели представлений о цветовых сочетаниях. Кроме того, детям трудно было придерживаться стилевого единства, поскольку знания об этой стороне декоративно - прикладного искусства у них не имелись.
Обучающий уровень тоже носил творческий характер, поскольку во время обучения дети выполняли различные творческие задания, направленные на развитие композиционных навыков: они составляли узор из предложенных форм, распределяли симметричную и асимметричную композицию, соблюдая определённый вид ритма.
Третье условие заключается в игровом характере выполняемых творческих заданий. Составляя задания, мы старались придать им игровой характер разными средствами - чтение сказок для передачи настроения героя в цвете, шутливые занятия по оживлению буквиц, игры на составление узора, фокусы для задания по изготовлению колпаков фокусников. Минусом этого задания было то, что колпаки были плоскостными, а не объёмными, которые можно было бы надеть на голову. Данные приёмы поддерживали интерес к работе, прекрасно мотивировали предстоящую деятельность, благодаря им нам удалось развить у детей чувство стилевого единства (приложение 3, "Натюрморт с характером"), цветовую гармонию (приложение 3, "Сюжетная композиция"), умение уравновесить асимметричную композицию (приложение 3, "Буквицы").
Еще о педагогике:
Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...
Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребен ...
Анализ психолого-педагогической литературы по эстетическому воспитанию
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольст ...