Формирующий эксперимент по развитию декоративного творчества старших дошкольников

Страница 1

Формирующий эксперимент проводился с 4 февраля по 2 марта 2008 года. В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества.

Первое условие - учёт опыта детей, который они приобрели.

Мы остановили свой выбор на организации кружкой работы, где дети создавали оригинальные работы. Мы старались в каждом занятии использовать игровую мотивацию для поддержания интереса и высокого уровня работоспособности у детей. Работа строилась на основе создания, в основном, асимметричных композиций, поэтому мы в работе с симметричной композицией ограничились занятием по истории создания орнамента: его источниках, функциях, практической значимости и процессе стилизации.

Вторым условием выступило создание блока творческих заданий.

Блок включает в себя восемь занятий:

1. "История возникновения орнамента".

2. "Колпак фокусника".

3 - 4. "Коллаж "Сюжетная композиция".

5 - 6. "Коллаж "Натюрморт".

7. "Передай настроение героя".

8. "Буквицы".

На выполнение работ в технике коллажа нам потребовалось по два занятия на тему, потому что у детей был слабо сформирован навык вырезания, поэтому много времени они расходовали на подготовку материала к своей композиции.

В процессе составления блока заданий мы использовали задания обучающего и творческого характера с учётом разных этапов усложнения творческих заданий. Но обучающие задания тоже несли в себе творческий характер, следовательно, не было заданий, направленных только на обучение. В любом из предложенных заданий упор делался на создание оригинального образа.

Занятия образовательного уровня мы использовали с целью ознакомления с орнаментом, обучения способам построения асимметричной декоративной композиции, потому что в творческих заданиях требовались знания основных понятий и определённых способов построения композиции, свободно располагающейся на плоскости. Творческий уровень проявлялся с самого начала наших занятий: сначала мы работали с готовым материалом, выполняя коллаж, выбирая самостоятельно элементы композиции, подбирая форму, компонуя элементы на форме и подбирая, по возможности, цветовую гармонию. На последующих занятиях дети уже работали, придумывая собственный сюжет и закрепляя полученные навыки работы, то есть дети создавали свою собственную композицию с учётом формы, размера и цвета элементов, правил уравновешивания композиции и учётом формы листа. И, наконец, детям было предложено работать в цвете, передавая сначала настроение, характер героев сказки, а затем оживляя знакомые им буквы. Дети старались соблюдать цветовую гармонию, размер и форму цветового пятна, правильно и красиво располагать элементы на свободной плоскости листа. В процессе освоения детьми асимметричной композиции у них возникали некоторые трудности, связанные с её уравновешиванием. Проблемы, связанные с цветовой гармонией, возникали чаще, поскольку не все дети чувствовали цвет, не имели представлений о цветовых сочетаниях. Кроме того, детям трудно было придерживаться стилевого единства, поскольку знания об этой стороне декоративно - прикладного искусства у них не имелись.

Обучающий уровень тоже носил творческий характер, поскольку во время обучения дети выполняли различные творческие задания, направленные на развитие композиционных навыков: они составляли узор из предложенных форм, распределяли симметричную и асимметричную композицию, соблюдая определённый вид ритма.

Третье условие заключается в игровом характере выполняемых творческих заданий. Составляя задания, мы старались придать им игровой характер разными средствами - чтение сказок для передачи настроения героя в цвете, шутливые занятия по оживлению буквиц, игры на составление узора, фокусы для задания по изготовлению колпаков фокусников. Минусом этого задания было то, что колпаки были плоскостными, а не объёмными, которые можно было бы надеть на голову. Данные приёмы поддерживали интерес к работе, прекрасно мотивировали предстоящую деятельность, благодаря им нам удалось развить у детей чувство стилевого единства (приложение 3, "Натюрморт с характером"), цветовую гармонию (приложение 3, "Сюжетная композиция"), умение уравновесить асимметричную композицию (приложение 3, "Буквицы").

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе
Согласно учению Н. А. Беренштейна (1947) об уровнях мозга и их иерархии, высшие психические функции (ВПФ) человека представляют собой континуум, расположенный между полюсами "сознание (мысль) — автоматизм". Несмотря на то, что моделью для описания закономерностей эволюции психической деят ...

Виды информации
Человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняни ...

Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
С целью выявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Выявить уровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестого года жизни. 2. Выя ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru