Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С этой целью используются приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных знаний, навыков, умений, способностей.
Некоторых из них парализует мысль о том, что «все равно ничего не получится». К приёмам оказания помощи относятся: напоминание, конкретизация, постановка наводящих вопросов.
Приём напоминания применяется, если необходимые знания или способы действия не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.
Конкретизация обеспечивает правильное осознание учащимися задания. Она позволяет использовать примеры, представление о которых уже сформировалось у школьников.
Задания творческого характера на уроке русского языка в младшей школе предполагают вариативность решения задания. Они должны быть направлены на развитие интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Творчество неотделимо от знаний и умений, которые получает младший школьник в учебном процессе, в связи с чем это понятие («творчество») связывается в педагогике с термином «способности».
Для развития творческих способностей в младшем школьном возрасте необходимо развить у учащихся следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации и явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии (динамике);
- делать предположения прогнозного характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выявлять и формулировать противоречия;
- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
- представлять пространственные объекты;
- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает преодоление психологической инерции мышления, оценивание оригинальности решения, сужение поля поиска решения, мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Развитие творческих способностей ученика во время урока возможно при наличии следующих условий:
- свободная атмосфера в школе и в классе (без авторитарности);
-доверие и уважение к ученикам со стороны учителя (наводящая помощь);
- высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач;
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью и способностям;
- атмосфера общей культуры в школе, так как педагог может достичь желаемого результата, если сам имеет склонности к творчеству и созиданию.
Особенности предмета «Русский язык» в младших классах
Русский (родной) язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Его знание дается ребенку с детства, но, в то же время это сложная дисциплина, требующая большого труда, так как воспитать любовь к языку означает воспитать интерес к нему. Родной язык в школе является инструментом познания, мышления и развития, он обладает обширными возможностями творческого обогащения.
Работа по развитию творческих способностей в начальной школе состоит из нескольких этапов:
подготовительный (элементы творчества в обычной деятельности, например, игры): используется в 1 – 2-х классах;
исследовательский (творчество в изучении языка, например, составление словарей): проходит во 2 - 3-х классах;
самовыражение через деятельность (например, написание сочинений): применяется в 3 - 4-х классах.
Потому педагогика выделяет следующие компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
творческое мышление
творческое воображение
Еще о педагогике:
Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...
Устаревшие слова как один из пластов русской лексики
Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание исследователей языка. Понятия «лексика» и «лексикология» наиболее подробно раскрыты Д.Н. Шмелевым . Лексикой называют словарный состав языка, причем слова в этом случае имеют в виду в их индивидуальных (лексических – в противоположность г ...
Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего
возраста при общении со взрослыми и сверстниками
Дети домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные инте ...