В настоящее время проекты классифицируются:
По доминирующей деятельности учащихся
По комплексности и характеру контактов
По продолжительности.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентировочный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный, эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя а нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершается судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть по литературе, естествознанию, истории, географии, музыке, спорту и т.д.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкально-художественное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могу быть:
внутриклассными,
внутришкольными,
региональными,
межрегиональными,
международными.
Последние ориентированы на использование современных компьютерных технологий в сети Интернет.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает 30-40 часов при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм с внеклассными (экскурсии, посещение музеев).
Годичные проекты могут выполняться как в группах так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.
Еще о педагогике:
Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток
Обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук. Дети же дошкольного возраста непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: ...
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности
использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего
мира»
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...
Игра как средство знакомства с трудом взрослых
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества ...