Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении

Страница 1

Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Немаловажно значение эмоций в обучении, эффективность которого зависит от того" какие чувства вызывает сам процесс, как ребенок переживает свои успехи и неудачи. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания — мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют ив соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы. Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение ЗУНов, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями. Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства на основании Закона РФ "Об образовании".

Рассматривая соотношение проблемы обучения и развития, Гомезо отмечает, что направлениями ее разработки в рамках отечественной науки были:

а) выявление условий, при которых обучение становится развивающим;

б) определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей разного возраста. Были предложены следующие решения:

— решающее значение придается изменению содержания обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

— развивающий эффект обучения достигается главным образом посредством усовершенствования обучения (Л.В. Занков);

— эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности (H.A. Менчинская, Д.И. Богоявленский, Е.И. Кабанова-Меллер и др.);

— исследование влияния поэтапного формирования умственных действий на интелектуальное развитие (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

— исследование воздействия разных методов обучения (Б.Г. Ананьев, A.A. Люблинская);

— исследование роли проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).

Содержание обучения определяется программой, считающейся базовой для данного дошкольного учреждения. Особенностями обучения детей-дошкольников являются:

— устный характер;

— широкое привлечение жизненных наблюдений;

— предметная и графическая наглядность;

— дидактический материал.

Процесс обучения имеет 3 компонента:

а) деятельность педагога (преподавание);

б) деятельность ребенка (учение);

в) научение.

Для детей дошкольного возраста адекватно применимым является такой вид обучения, который приводят к освоению знаний, умений и навыков через достижение косвенных целей. Здесь очевидна аналогия с дидактической игрой: одна цель игровая, очевидная для ребенка, вторая — обучающая, завуалированная. Таким образом, дети обучаются в игре, труде и других видах деятельности. Поэтому, учитывая возрастные особенности детей-дошкольников (слабая концентрация внимания, низкий уровень возможности произвольного сосредоточения), для полноценного обучения необходимо максимально использовать возможности обучения вне занятий. Здесь предполагается взаимообратная связь специально организованной деятельности (т. е. занятий) и других видов — совместной и самостоятельной: на занятиях дети получают основные знания, а в других видах деятельности их конкретизируют — один вариант; другой — в совместной деятельности дети узнают что-либо, а на занятиях эти знания конкретизируются и уточняются. Этому будет способствовать детальное продумывание всего дня, объединение всех видов деятельности. С другой стороны, что важно, это бережет силы ребенка, так как соответствует его физиологе-психологическим возможностям и особенностям .

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Профилактические и лечебные мероприятия
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы. Профилактика и исправление осанки – кропотливая комплексна ...

Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
Многочисленные исследования специалистов показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания ...

Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе
Формирующий этап эксперимента - экспериментальное обучение астрономии на уроках в 11Б и 11Д классах по авторским методикам и факультативный курс астрономии в 10В классе, сочетающий в себе клубную деятельность – проходил на базе 39 школы г. Рязани. Мы использовали возможности межпредметных связей с ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru