Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Начиная с ясельного возраста, педагоги знакомят детей с окружающим миром, дают им первоначальное представление о природе и природных явлениях. В среднем дошкольном возрасте уже возможна дифференциация знаний. В этот период ребенок способен воспринимать окружающий его мир более детально. Поэтому для детей 3-5 лет тема «Экология» может быть выделена в отдельный блок знаний.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанного и правильного отношения детей к природе. Оно строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию взаимосвязей в живой и неживой природе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека и его ценностных ориентиров в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Программы для детского сада содержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программы нацеливают воспитателей на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы. Основные направления экологической культуры на этом этапе – знание и отношения.
Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла в средней группе детского сада помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
В связи с этим нами поставлена цель рассмотреть дидактические игры и методику их использования на занятиях экологического цикла с дошкольниками 3-5 лет.
Объектом нашего исследования является воспитательный процесс в рамках темы «Экология».
Предмет: экологические дидактические игры как средство формирования знаний по экологии в среднем дошкольном возрасте.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта педагогов и методистов позволили сформулировать гипотезу исследования: активное формирование экологической культуры у детей 3-5 лет происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.
Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:
1. рассмотреть психолого-педагогические особенности среднего дошкольного возраста;
2. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей применения дидактических экологических игр при воспитании и обучении дошкольников;
3. оценить воспитательный потенциал дидактических игр в процессе формирования экологических знаний дошкольников.
Методологической основой исследования является теория соответствия деятельности и психических функций человека (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Я.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), теория познания, теория гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него экологических представлений. Рассмотрено содержание игр на экологическую тематику и методика их применения на занятиях в средней группе детского сада.
Еще о педагогике:
Особенности речевого развития умственно отсталых детей
Опираясь на мнение Лалаевой Р. И можно сказать что для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недора ...
Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта
Раскрывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо выделить то, что особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Дети, у которых ослабл ...
Специфика работы социального педагога в детских оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских оздоровительных лагерях новая для нашего общества. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинск ...