Все более явно обнаруживается тенденция к приватизации жизни человека, все большее значение приобретают ценности благосостояния, потребления, которые трудно однозначно определить как относящиеся к духовной или материальной сферам.
Отмеченное возрастание потребительских тенденций в среде молодежи отражает определенные формообразующие моменты ее духовной культуры. Данные социологических исследований показывают, что уровень духовной культуры, интерес к ней достаточно низок у значительной части молодых людей, в то время как преобладает ориентация на материальные ценности.
2. Снижение популярности традиционных видов СМИ
В последнее время наблюдается снижение интереса молодежи к различным каналам (пресса, радио, телевидение) массовой информации. За 1993 г. он сократился соответственно: на 46% по отношению к периодической печати, на 32% — к телевидению и на 17% — к радио.
По данным опросов “Медиа фокус в Москве” и “Медиа фокус в Санкт-Петербурге”, проведенных в июне 1994 г., телеаудитория в Москве уменьшилась в сравнении с 86,7% в ноябре-декабре 1993 г., составляя 85,5% в среднем на день. Однако следует отметить, что несмотря на меньшую численность москвичей, смотрящих телевизор, длительность просмотров увеличилась. Феномен падения уровня телеаудитории более заметен в Санкт-Петербурге, где уровень телеаудитории упал с 86,1% до 81,4%. Понизилось также время просмотра в расчете на одного человека: 226 минут против 229 минут в ноябре-декабре 1993 г.
Несмотря на общую тенденцию снижения интереса молодых людей к СМИ, можно говорить о двоякой ориентации их запросов в области телевидения: с одной стороны — обращение к информационному поиску, с другой — устойчивый интерес к развлекательным программам, В области телеинформации молодежь отдавала предпочтение таким программам новостей как “Намедни”, “Утро”, в то время как наименьшей популярностью пользовались "Времена” "Подробности”, ”. Многие вообще не смотрят программы новостей. Эта тенденция продолжала существовать и в 2002 г.
3. Инновации в видеокультуре и модернизация технологий
а) Стирание границ, амортизация жанров
Тенденцией в подаче материала на телевидении, является “смешение” жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Молодежная аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере. На западе этот процесс идет также в направлении слияния новостей и развлекательных программ. В 90-х гг. в США как ТВ-индустрия, так и широкая публика стали перед проблемой так называемого "трэш ТВ” ("таблоидного” “реального”, “шокового”). Оно привлекло к себе внимание и деятелей образования. Уже в 1989 г. Американская Ассоциация воспитателей средствами радио и телевидения критически высказалась на эту тему в выступлении “Трэш ТВ — чему мы учим нашу молодежь?”. К категории “трэш” обычно относят программы авторского телевидения, построенные по принципу диалога со зрителями и “журналы новостей”. Таких программ становится все больше и больше, как в США, так и в других странах, в частности на отечественном телевидении. («Запретная зона», «Цена любви», «Окна» на ТНТ,) В программах такого рода интервьюеры нередко демонстрируют невежливость и разнузданность, намеренное употребление просроченных оборотов, фамильярность ради популярности у аудитории. Особенно ярко проявляется это в передачах, ориентированных на молодежь и подростков. Примером такого рода "программы нового типа” является "А-эротик”, идущая по каналу "2х2” в которой молодой человек-модель оказывается в разных ситуациях, связанных с сексуальным возбуждением.
б) Технологическая модернизация среды
В последние годы наблюдается тенденция к нарастанию скорости распространения видеопродукции, что отражает динамику изменений в технологиях видеокультуры, особенно ярко проявляющуюся в контексте так называемых либеральных демократий западного мира.
в) Модернизация теле- и видеооснащения
4. Изменение структуры досуга и проблемы воспитания
Расширение сферы видеокультуры ведет к изменению структуры досуга подростков и молодежи. Если еще в недавнем прошлом большую роль как в социализации, так и в воспитании творческой активности и духовно-эстетических качеств молодого поколения играли учреждения культуры, то с середины 80-х гг. стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях, а ко второй половине 80-хгг. изменившиеся жизненные условия придали свободному времени рекреационный характер. Это отражается и в сокращении числа массовых библиотек и клубных учреждений. Так, в 1991 г. в Российской Федерации насчитывалось 59,5 тыс. библиотек, в 1992 — 57,2 тыс., а к концу 1993 — 57 тысяч. Число клубных учреждений сократилось с 70,6 тыс. В 1991 г. до 63,7 тысяч в конце 1993 г
Еще о педагогике:
Дистанционное образование и возможности использования сети Internet
Всё больший интерес представляет сейчас дистанционное образование и возможности использования сети Интернет. Современные компьютерные средства обучения позволяют углубиться в мир астрономии, понять свою значимость в мире и представить целостную картину мироздания. С точки зрения способов предоставл ...
Нейропсихологические механизмы письменной речи
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека, а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма. Формирование функци ...
Предмет педагогики. педагогика как единство воспитания
и обучения
Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос" - дитя и “аго” - вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает “детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в ш ...