Сделаем общий сравнительный анализ возможностей словообразования глаголов дошкольниками с ОНР и сверстниками без речевой патологии в экспрессивной речи (диаграмма 2). Результаты шестого и седьмого задания (словообразование глаголов от имен существительных и прилагательных) также отражены в диаграмме 2, так как в этих заданиях мы проводили исследование возможностей словообразования в экспрессивной речи.
Диаграмма 2
Сравнительный анализ возможностей словообразования глаголов в экспрессивной речи
Развитие словообразования глаголов в экспрессивной речи у дошкольников с ОНР сформировано недостаточно, по сравнению с возможностями словообразования глаголов у детей с нормальным речевым развитием. При анализе данных, полученных выше, мы могли убедиться в том, что дошкольники с ОНР показали неумение и невозможность образовывать новые слова. Это проявлялось в недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных глаголов, в трудностях адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющееся в неправильной дифференциации производного и производящих слов, в недифференцированном понимании значений аффиксальных словообразовательных элементов, в несоблюдении формальных условий при образовании нового слова.
Также при сравнении диаграмм 1 и 2 видим, что словообразование глаголов у дошкольников с ОНР в экспрессивной речи намного хуже развито, чем в импрессивной речи.
Это позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое отставание существенно тормозит становление речевого развития дошкольников. Это обусловлено недоразвитием у детей с такой патологией морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
Итак, проведенное нами экспериментальное изучение позволило сделать нам ряд заключений о состоянии словообразования глаголов у дошкольников с ОНР: дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в области усвоения семантики производных глаголов. Это отставание появляется в недостаточном понимании значений производных основ. Такая недостаточность в овладении семантическим аспектом носит стойкий характер. Также можно было заметить, что происходили замены наиболее частотных аффиксов на менее частотные, замены продуктивных моделей менее продуктивными. То есть у ребенка в сознании не закрепились те типы-модели, которые он вычленяет из речи взрослых. Это проявляется в множественных заменах глаголов и по звуковому, и по смысловому принципам. Такая ограниченность лексических средств обуславливается неумением различать и выделять общность корневых значений; дошкольники с речевой патологией не чувствуют той тонкой разницы в семантике производного слова и производящего слова. В связи с этим словообразовательные процессы у дошкольников с ОНР оказываются недостаточно сформированными. Так, образование новых глаголов доступно лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных словообразовательных моделей. В ситуации, когда требуется перенос словообразовательных навыков на новый, менее употребляемый в разговорной практике лексический материал, возникает «поломка» на уже, казалось бы, сформированных операций с языковыми единицами.
Еще о педагогике:
Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная задача социального педагога дошкольного учреждения. Направления деятельности по её реализации определяются задачами ДОУ. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно толь ...
Методы и форма работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с
птицами
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуаль ...
Педагогический эксперимент
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. В специальной литературе дано следующее определение педагогическому эксперименту: «Педагогический эксперимент – исс ...