Тест на объективность.
Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2).
Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях (тест Т. Лири).
Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в группе.
Для этого подходят следующие методики:
Социометрическая методика.
Тестовая методика "Я -лидер" (Тихомировой Е.И).
Используемые для достижения поставленных целей методики должны отвечать следующим требованиям:
простота и процедурная доступность для проводящих исследование педагогов;
непродолжительность процедуры по времени, неутомительная для подростков;
наличие элементов занимательности, желательны игровые формы.
Представленные выше методики можно разделить по некоторым параметрам в зависимости от длительности нахождения в лагере.
Входная диагностика (диагностика оргпериода). Необходимо собрать следующие данные: общие сведения о ребенке, ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, нравственную воспитанность, самооценку, круг интересов.
Текущая диагностика (основной период). Определяется эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений.
Итоговая диагностика (итоговый период). Диагностируется личностный рост каждого члена отряда, удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере.
На основе изученной литературы и проведенных исследований нами был разработан тренинг для знакомства детей в первые дни лагерной смены. Мы выбрали именно это направление, потому что:
Первые дни ребенка в лагере самые тяжелые. Они предполагают обустройство детей в комнатах, знакомство друг с другом, выбор симпатий, адаптацию в коллективе.
В организационный период у детей проводятся первые диагностики каждого ребенка и коллектива в целом. Такой тренинг позволит детям объединится почувствовать себя в едином целом коллективе.
Проведенная первичная диагностика и тренинг общения позволит корректировать дальнейшую программу деятельности.
Учитывая данные положения мы определили для себя, что такие занятия являются важнейшими в начале деятельности социального педагога.
Мы определили тему нашего тренинга: общение, умение вступать в контакт.
Его целью является: знакомство детей друг с другом. Задачи: создать доброжелательную атмосферу в отряде; обеспечить контакт и взаимодействие всех детей друг с другом; побудить детей к высказыванию своих мыслей; дать возможность детям познакомиться и пообщаться друг с другом.
Наш тренинг включает в себя четыре упражнения: "Улыбка", "Знакомство", "Если б я был вожатым то…", "Друг к дружке". Каждое упражнение имеет свою цель и инструкции к проведению.
Мы предполагаем, что наш тренинг позволит детям на начальном этапе жизни в лагере побыстрее познакомится со сверстниками, освоится в отряде, адаптироваться к условиям лагерной жизни. А нам, в свою очередь, тренинг покажет, кто из ребят имеет проблемы с общением, с кем стоит продолжать упражнения, как строить свою программу работы.
Наряду с применением диагностических материалов, нами сделан акцент на использование игровых форм, так как именно они, на наш взгляд, являются универсальным средством в развитии и воспитании личности ребенка. Как показывает практика, игровая деятельность достаточно эффективна в освоении детьми навыков, самопознания, отождествлении себя в современном социуме. Она позволяет социальному педагогу вести коррекционную работу, подмечать нюансы индивидуальных проявлений творческих способностей, отслеживать личностный рост ребенка в целом. Для подростков игровая направленность социально-педагогического процесса – это, прежде всего, возможность примерить на себя различные социальные роли, реальная возможность развития личностных качеств, активное участие в межличностном взаимодействии. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, учится критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, характер, привычки, преодолевать себя. А главное – игровые формы несут в себе огромный заряд оптимизма, без которого человеку, ребенку в частности, трудно состояться как личности.
Еще о педагогике:
Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности
Именно учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств. Об определяющей роли учите ...
Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие: 1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем: • повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; • вовлечения в образовательное пространство детского са ...
Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР
Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата « ...