Реализация воспитательной функции актуализации осуществляется в основном за счет автономности временного коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в результате чего создается своеобразная педагогически управляемая микросреда, позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его в течении определенного времени. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.
Общее собрание детей и сотрудников лагеря определяет основные направления жизнедеятельности лагеря, избирает совет, правление или иной орган самоуправления, может принять устав лагеря, который не должен противоречить настоящему Положению, учитывает традиции и перспективы лагеря. Совет тесно взаимодействует с администрацией лагеря, общественными организациями, родителями.
Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации, которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы Шмаков С. А. предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность, вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов.
Причем, содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г. Л. , веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений.
Содержание воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере должно осуществляться на основе решения следующих задач:
Оздоровление и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Данная задача является главнейшей в детском оздоровительном лагере, потому что летом необходимо максимально использовать богатый природно-климатический фактор как способ организации и обеспечения процесса оздоровления детей и подростков. Также необходимо воспользоваться непринужденной обстановкой лагеря и дружескими отношениями между педагогами и детьми, для того чтобы приучать детей к ответственному поведению по отношению к своему здоровью.
Воспитание гражданственности, то есть формирование у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира, проблем экологии, защиты и сохранения мировой художественной культуры, экономического, научного, культурного сотрудничества, а также активности в деле решения глобальных противоречий. Стержнем гражданственности являются патриотизм и интернационализлизм.
Мы считаем, что вышеуказанная задача является одной из важнейших задач детского лагеря. Она прослеживается в крупнейших оздоровительных, например таких, как известный международный лагерь "Артек".
Формирование адаптационных навыков и подготовка в жизни в обществе, развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих, коммуникативных, организаторских способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности.
Еще о педагогике:
Творчество преподавателя высшей школы и его развитие
Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также меж ...
Теоретический анализ опорного конспекта в
современной педагогической литературе
Эффективность процесса обучения студентов высшей школы, как и любого процесса обучения, принято оценивать соотношением трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым, к сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не вс ...
Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в
условиях дома ребенка
Воспитанники детских закрытых учреждений по данным многих авторов (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, 1940; Попова М.И., 1968; Е.К. Каверина, 1950; Ф.И. Фрадкина, 1955; и др.) значительно отстают в развитии речи. В первые полгода у соматически и неврологически здоровых младенцев домов ребенка, как прав ...