Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.
Профилактика и исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая должна включать в себя целый комплекс мероприятий:
1. Постоянная двигательная активность (ходьба пешком, прогулки, походы).
Красивая походка – понятие не только эстетическое. От того, как мы ходим, во многом зависит положение и деятельность внутренних органов, состояние позвоночника, а значит, здоровье, которое, как известно, закладывается в детстве.
Ставя знак равенства между правильной походкой и здоровьем, прихожу к выводу: формирование правильной ходьбы – одна из задач физического воспитания в ДОУ.
Известно, ходьба относится к основным циклическим движениям. Внешне выглядя простой и естественной, ходьба на самом деле представляет собой сложное по координации движение, в регуляции которого принимают участие, различные отделы центральной нервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга, и, в котором, по словам великого русского ученого Н.А. Бернштейна, «задействованы в ритмическом чередовании почти все сто процентов скелетной мускулатуры».
2. Контроль над правильной осанкой в течение дня и на занятиях
Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.
Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы - разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
3. Включение специальных физических упражнений в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, досуги и праздники
Очень важно организовать утренний отрезок таким образом, чтобы дети получили заряд энергии на весь день и хорошее настроение. Поэтому утренняя гимнастика в зале и на воздухе становится одним из средств оздоровления детей и профилактики нарушений осанки и сколиоза.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. На досугах, праздниках дети, с одной стороны, закрепляют, совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой – в интересной, увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с ними традициями, расширяют кругозор в области спорта.
Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
4. Курс корригирующей гимнастики
Корригирующая гимнастика в последнее время начала использоваться в дошкольных учреждениях, как форма реабилитации детей 1,5 – 7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.
Причины, определившие внедрение корригирующей гимнастики в дошкольные учреждения, многообразны: резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка; занятость родителей.
В детских садах есть необходимые условия для своевременной профилактики и реабилитации (режим дня, материально – техническая база, кадры).
Общие задачи корригирующей гимнастики:
· Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
· Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
· Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Главное средство корригирующей гимнастики - физические упражнения. Известно много классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т. д. В дошкольной практике наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов и игры.
Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки.
Еще о педагогике:
Формирование контроля и самооценки
Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей ...
Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным творческим ...
Изучение особенностей личности учащихся среднего школьного возраста в
педагогическом процессе
Подростковый возраст учащихся обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему Н. К. Кр ...