Культура письма при конспектировании лекций

Статьи о педагогике » Конспектирование и культура письма » Культура письма при конспектировании лекций

Страница 2

Опыт показывает, что некоторая часть студентов вообще не в состоянии сразу перейти от слушания к немедленной и быстрой записи основного содержания лекции хотя бы и по небольшим разделам. Им необходимо более строго и последовательно следить за мыслью лектора, воспроизводя не только содержание, но и структуру лекции, записывая при этом хотя бы отдельными или даже неполными, недописанными словами главнейшие доказательства, приводя наиболее важные факты, указывая источники и т. п.

Каждое записанное таким образом слово приобретает для студентов особую ценность. Это вполне понятно, так как сознательно сделанная краткая запись часто является обобщением значительного комплекса мыслей.

Не менее важной частью работы студента в процессе конспектирования является запись возникающих при слушании лекции своих мыслей, вопросов, соображений, новых фактов, доказательств и т. п.

Существует даже мнение, что в процессе лекции часто следует записывать не содержание ее, а те соображения, которые появляются у студента по поводу лекции. Особую ценность при этом могут представлять записи, отражающие отношение студента к содержанию лекции, его оценку тех или иных научно-теоретических положений, доказательств и т. п. Это мнение не лишено оснований, особенно если по данному предмету есть учебник, позволяющий восстановить конкретное содержание лекции.

Конечно, далеко не каждый студент все это может выполнить без ущерба для понимания материала лекций в целом.

Студентам, затрудняющимся, хотя бы в краткой записи своих мыслей, следует отмечать в процессе записи соответствующие места конспекта раз и навсегда установленными значками, своеобразными «сигналами» на полях конспекта или в тексте. Иногда достаточно поставленного вопроса, восклицательного знака, или одного - двух слов, чтобы напомнить о возникавших в процессе слушания мыслях.

Однако такие «сигналы» полезны только тогда, когда студент сможет вернуться к ним тотчас после лекции, лучше всего здесь же в аудитории или в крайнем случае в день слушания лекции дома, расшифровав их для себя и выразив в дополнительной записи с достаточной ясностью, так, чтобы можно было ими воспользоваться в дальнейшей самостоятельной работе по учебнику или учебному пособию.

Следовательно, эти записи — не что иное, как материал для резюмирующей работы студента, без которой конспективная запись лекции обесценивается.

Очень важно для конспектирующего правильно выбрать момент записи. В его задачу прежде всего входит понять основной смысл очередного сравнительно небольшого по объему и законченного в изложении лектора раздела лекции. Выбор момента часто облегчается знакомством с манерой чтения лектора, с его системой построения лекций, а иногда и с планом лекции, если он дается заранее или отчетливо вырисовывается при чтении лекции.

Конспектирующий должен выбрать такой момент для записи, когда с очевидностью можно определить, что лектор переходит к новому вопросу или разделу. В процессе этого перехода, когда лектор обычно пользуется некоторыми связующими словами и фразами или дополнительными комментариями к прочитанному разделу, запись может быть сделана наиболее удачно, без ущерба для дальнейшего понимания лекции.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Порядок включения компьютера
Чтобы включить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) включить монитор (например, нажав кнопку ^^ на корпусе монитора). Монитор можно включать и после включения системного блока. Но обычно его включают заранее, чтобы видеть на экране, как идет процесс загрузки компьютер ...

Разработка стандарта общего образования
Проблемы общего образования всегда занимали ведущее место в деятельности Академии. Она была создана, прежде всего, для научно-методического обеспечения совершенствования и развития отечественной школы. Поэтому проблематика школьного образования и сегодня - одно из ведущих направлений фундаментальны ...

Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в обучении
Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. Это возможно только ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru