Организация эффективного контроля знаний

Статьи о педагогике » Контроль в обучении младших школьников » Организация эффективного контроля знаний

Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном кон­троле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельности считается достигнутым, если ученик или студент выполняет правильно не менее 70% предъявленных ему тестов заданного уровня, поэтому шкала оценок при объективном кон­троле знаний может быть записана в следующем виде:

1-й уровень — 3 балла,

2-й уровень — 4 балла,

3-й уровень — 5 баллов.

Мы нередко ставим 5 баллов даже тому, кто делает ошибки в 30% тестов. Право на ошибку имеет большое психологичес­кое значение.

Если обучение учащихся и студентов на 3-м уровне дея­тельности не производится, а ограничивается 1-м или 2-м уров­нем, целесообразно производить зачет по теме, разделу или всему учебному курсу без оценки. При этом зачет ставится обычно при выполнении 80% тестов. Если же по формальным требованиям необходимо выставить оценку, можно воспользо­ваться следующей шкалой:

70-80% — 3 балла,

80-90% — 4 балла,

90-100% — 5 баллов.

Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко представлять себе требования и уровни необходимой деятельности учащихся. Требования должны быть следующими:

• однозначность, т.е. поставленная цель образования дол­жна быть однозначно понята всеми;

• диагностичностъ, т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;

• содержательность, т.е. цель должна отражать то, что по­лучил ученик в процессе обучения.

В.П. Беспалько выделил следующие уровни деятельности:

• знакомство (умение опознать изученный объект, выде­лить его среди других объектов, провести классификацию объек­тов по задуманному признаку);

• воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа);

• умение (умение применить известный метод в новых, не­стандартных условиях, решить нетиповую задачу);

• трансформация, т.е. творчество (умение создать новый неизвестный метод или подход к решению проблемы).

Для каждого типа учебных заведений (высших, средних спе­циальных, общеобразовательных) в наши дни разработаны и утверждены Министерством образования России государствен­ные образовательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень дея­тельности обучаемых.

Выводы по I главе

1. Контроль как учебное действие осуществляется не как про­верка качества усвоения по конечному результату учебной дея­тельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим уча­щимся действие активного прослеживания безошибочности. Контроль — это также способ получения информации о ка­чественном состоянии учебного процесса, который на­правлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаи­модействия учащихся и педагогов.

2.Механизм контроля в учебном процессе играет значитель­ную роль в познавательной деятельности учащих­ся. Система проверки их знаний и умений — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля.

3. Наряду с контролирующей, контроль вы­полняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, раз­вивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

4.Целью контроля является установление об­ратной связи ученик – преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обуча­ющий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, форми­рования навыков и умений, их корректировки и совершенство­вания, систематизации знаний.

5. В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля :

— наблюдение за работой учеников;

— устный индивидуальный опрос;

— фронтальный опрос;

— групповой опрос;

— письменный контроль;

— комбинированный контроль (уплотненный);

— тестовый контроль;

— программированный контроль;

— практический контроль;

— самоконтроль

Еще о педагогике:

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при построении модели к задачам
В нашей стране обучение математике сложилось таким образом, что около 40% содержания всего материала учебников по математике для начальной школы составляют текстовые задачи. И значительная часть времени на уроках математики отводится решению. Поэтому осуществление направленности этой части уроков н ...

Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...

Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироватьс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru