Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде.
В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции:
1)коммуникативная, связанная с общением по поводу музыки;
2)аффилиативная, предполагающая включенность в определенную группу или общность (фан-клуб исполнителя или группы, различные неформальные объединения - панки, хиппи и т.п.);
3)суггестивная, связанная с внушением;
4)пронологическая, предполагающая закрепление определенного стереотипа поведения;
5)физиологической и психологической разрядки (крик, топанье и т.п.);
6)идентификации с себе подобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;
7)рекреативно-гедонистическая, связанная с получением удовольствия от слушания музыки;
8)эстетическая, предполагающая получение эстетического наслаждения.
Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии музыки учащимися. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.
И хотя джаз в настоящее время не считается в точном смысле музыкой массового жанра, к нему может быть применено все, отмеченное выше. Если заинтересовать детей джазовой музыкой, он она станет выполнять все указанные функции.
Говоря о современном уроке музыке, нужно говорить о музыкальной технологии, которая должна опираться на этапы:
1) подготовительный – предполагает создание у учащихся установки на восприятие музыки, с использованием знакомого музыкального материала;
2) обучающий (информационно-познавательный) – предполагает ознакомление учащихся с основными музыкальными жанрами, стилями и направлениями в рамках урока музыки; формирование у учащихся установки на восприятие содержания произведений академической, народной массовой музыки; формирование у учащихся эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельности на уроках музыки и во внеурочное время;
3) развивающий (активно-творческий) – направлен на приобщение учащихся к активной музыкальной деятельности на уроке и вне урока.
Комплекс компонентов музыкально-образовательного процесса, направленный на формирование слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста можно описать так:
1. опыт эмоционально-ценностного отношения - развитие коммуникативных, духовно-нравственных и художественно-эстетических потребностей и мотивов в области музыкального искусства, эстетически ориентированных установок и ценностных ориентаций учащихся, развитие эмоционального восприятия и эмоционально-эстетического переживания музыки;
2. опыт учебно-творческой деятельности - творческая активность школьников при осмыслении музыкальных произведений, приобретение способов постижения духовного («душевного») смысла музыки, самыми общими из которых являются: «слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие с ценностной позицией автора, осознание выраженного в музыке отношения к миру и его ценностям;
3. знания - о духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о специфике языка музыки и выразительных особенностях его элементов, о специфике разнообразных жанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического, героического, трагического, комического в музыкальном искусстве, о закономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов, способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, консонанс, диссонанс и др.);
Еще о педагогике:
Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие: 1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем: • повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; • вовлечения в образовательное пространство детского са ...
Понятие оценивания в образовании
«Оценка – это правильное кровообращение без неё неизбежны застои и болезненные явления». Н. Островский. Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим р ...
Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения,
грамматически правильной речи
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать ...