Особенности речевого развития заикающихся детей

Статьи о педагогике » Общее недоразвитие речи у детей » Особенности речевого развития заикающихся детей

В отечественной литературе развивается представление о наличии двух основных форм заикания, которое начинается в детстве: невротической и неврозоподобной.

Сравнение результатов исследования речевого онтогенеза, характера речевых артикуляций и психолингвистических показателей выявляет значительное различие детей с этими формами заикания.

Согласно данным анамнеза у детей с невротической формой заикания первые слова появляются в 9 — 10 мес. жизни, словарь быстро пополняется. Фраза формируется к 18 — 20 мес. жизни и к 24 — 28 мес. оформляется грамматически. Степень развития речевых артикуляций соответствует возрастной норме: до 36 мес. они могут быть недостаточно четкими и даже искаженными, много физиологических итераций. Речевая активность этих детей высокая.

При исследовании детей вскоре после начала заикания, т. е. в возрасте 2 — 5 лет, отмечается соответствие характера речевых артикуляций возрастной норме. Часть психолингвистических показателей (словарь, воспроизведение смысловой программы и пр.) выше, чем в норме. В то же время к 5 — 7 годам начинается ограничение лексического репертуара, к 8 — 10 годам устная речь становится все более стереотипной. Монологическая речь развивается хуже, чем в норме. Эти дети усваивают школьную программу достаточно успешно.

При неврозоподобной форме заикания первые слова появляются к 15 — 18 мес. жизни, фразовая речь — к 3,5 годам. Заикание начинается в период овладения фразой. Накопление словаря и оформление грамматического строя речи значительно отстает от нормы. Речевые артикуляции нарушены. Диалогическая и монологическая речь развивается плохо. В школе дети с этой формой заикания не могут усвоить программу самостоятельно.

Еще о педагогике:

Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР
В ходе исследования были достигнуты следующие результаты: 1 ребенок с высоким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета; 4 ребенка со средним уровнем сформированности; 5 детей с низким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета. Отобразим данны ...

Характеристика детского творчества
Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью. Детское творчество - сознательное отраж ...

Отбор диагностических методик
Как уже отмечалось нами, формирование образа «Я» через идентификацию порождает определенный механизм выделения себя, дистанциирование от других, что проявляется в своеобразии мышления (ментальности), в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере; мотивационной сфере; направленности, жизнен ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru