Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3мм, т.е. примерно 1/3 высоты коронок зубов. Аномалия прикуса чаще всего встречается у физически ослабленных детей, причем у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек.
Наиболее характерны следующие отклонения прикуса.
Глубокий прикус – верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.
Открытый передний прикус – при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.
Открытый боковой прикус – при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.
Прямой прикус – при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.
Перекрестный прикус – нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными в бок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место , в частности, при сужении одной из челюстей.
Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.
Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:
- редкое расположение зубов;
- расположение зубов вне челюстной дуги;
- слишком мелкие или деформированные зубы;
- наличие диастемы (щели между верхними резцами);
- полное отсутствие зубов.
Аномалии в строении языка:
- слишком большой язык;
- слишком маленький язык;
- короткая уздечка, не позволяющая языку подниматься вверх;
- длинный и узкий.
Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при физическом и умственном недоразвитии ребенка.
Аномалии в строении мягкого и твердого неба.
- расщелины мягкого и твердого неба;
- слишком высокое (готичное) твердое небо;
- слишком низкое твердое небо;
- укорочение мягкого неба.
Аномалии в строении губ.
- недоразвитие губ;
- расщелина верхней губы;
- толстые; отвислая нижняя губа.
Отмеченные аномалии в строении артикуляторных органов по разному влияют на звукопроизношение. Один из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются в произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины неба) нарушают произношение практически всех звуков речи.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая щель (не более 1,5-2мм). Наличие прогнатии, открытого верхнего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребенка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектным произношениям названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «ухода» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков. Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звуков, иногда Л и даже шипящих верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка. Слишком высокое твердое небо так же может обусловить дефекты произношения звука, так как в этих условиях даже при достаточной длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.
Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливому звучанию многих звуков речи.
Нарушение звукопроизношения при механической дислалии имеет некоторые особенности.
Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие-то общие моменты в артикуляции. Например, при наличии у ребенка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу после переднеязычных звуков (С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать язык за передними зубами.
Еще о педагогике:
Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...
Воспитания гражданина и патриота в России 19 века
В России 19 века просветители и профессиональные педагоги много внимания уделяли разработке основ воспитания и обучения достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их научных трудах и литературных произведениях. Как развитие естественных склонностей и потребностей человека п ...
Механизмы формирования значения слова у детей младшего дошкольного возраста
Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Ф ...